Также по теме

РАЙХ, ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

РАЙХ, ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА (1894–1939), актриса ГОСТИМа (Государственного театра имени В.Э.Мейерхольда) с 1923 по 1938. Жена В.Э.Мейерхольда с 1922. Исполнительница центральных ролей в его спектаклях того периода.

Человек незаурядной судьбы.

Разноречивы мнения современников об артистическом даровании Зинаиды Райх, но несомненно одно: Райх была человеком незаурядной судьбы и характера. Творческое, активное, социальное начало в ее жизни присутствовало. Родилась 21 июня 1894 в селе Ближние Мельницы возле Одессы в семье обрусевшего немца-железнодорожника, принимавшего активное участие в революционной борьбе. Райх считала себя «потомственной пролетаркой». Окончив 8 классов гимназии, была исключена по политическим мотивам. Поступила на высшие женские курсы в Киеве, а с 1913 стала членом партии эсэров. В 1917 познакомилась в Петрограде с С.А.Есениным, и вскоре обвенчалась с ним. С 1918 Райх жила в Москве. Накануне рождения второго ребенка поэт оставил семью. Пережив колоссальную жизненную драму, с 1920 Зинаида пытается вновь обрести почву под ногами: устраивается на работу в Наркомпрос инспектором подотдела народных домов, музеев и клубов. В том же году вступает в РКП(б), а еще через год становится студийкой ГЭКТЭМАСа (экспериментальных театральных мастерских) и женой В.Э.Мейерхольда. Так началась собственно театральная судьба Райх, ставшей прежде всего ученицей Мастера, посвятившего ей лучшие спектакли и роли. Театральный критик того периода Н.Д.Волков писал: «Без Райх нельзя понять творчество Мейерхольда 20–30-х годов, его репертуарных шатаний, отдельных композиций, режиссерских партитур… Мейерхольд с искусством изощренного постановщика сочинял для Райх выгодные мизансцены… Там, где Мейерхольд боялся, что Райх не может сыграть, он строил для нее удобную мизансцену». Вместе с тем, даже противники Райх не отрицали выгодных внешних данных актрисы, своеобразной выразительности, масштабности, столь ярко и точно используемых режиссером в своих спектаклях. Вместе с режиссером актриса прошла путь от опытов биомеханики и эксцентризма до позднего углубленного психологизма.

В начале пути.

Начинала свой путь актрисы, познавая вместе с другими студийцами (среди которых М.Бабанова, И.Ильинский, Э.Гарин и др.) азы знаменитой биомеханики Мейерхольда, призывающей идти к чувству от найденного действия, минуя психологию. Верно найденный физический, ритмический и пластический рисунок роли обязательно должен был привести к яркой эмоции. Эту школу прошла и Райх, стараясь преодолеть свои природные недостатки: некоторую грузность и тяжеловесность мощного тела.

Поручая Райх главные роли в своих спектаклях, Мейерхольд старался, чтобы она соответствовала им как типаж. Первой такой ролью стала Аксюша (Лес А.Н.Островского) – девушка из народа, здоровая, крепкая, задорная, которой не надо бояться жизни. В спектакле Райх энергично колотила скалкой, орудовала утюгом и другой утварью, показывая всем своим видом, что Гурмыжская только формально хозяйка. Ничего от той забитой, а порой и жалкой бедной родственницы, что изобразил Островский. Аксюша в исполнении Райх откровенно походила на современную комсомолку, девушку сильную и независимую.

Этапная роль.

Другая тональность была использована в спектакле Ревизор. До этой постановки игра Райх ставилась известными актерами ГОСТИМа под сомнение. Об этом писал И.Ильинский: «ее сценическая беспомощность, и попросту говоря, неуклюжесть были слишком очевидны». К моменту постановки Ревизора ситуация переменилась и Ильинский признавал: «Многому она успела научиться у Всеволода Эмильевича и, во всяком случае, стала актрисой не хуже многих других». Уход И.Ильинского в 1925 косвенно был связан с воцарением Райх, и на его месте оказался Э.Гарин – актер эксцентрического рисунка с нервной, тревожной и ломкой пластикой.

Мейерхольд придал Ревизору столичный масштаб, показав торжественность русского ампира. Эффектной частью их стала и Городничиха. Замысел режиссера, заключался в том, чтобы найти «скотинство в изящном облике брюлловской натуры». Райх этот замысел последовательно воплощала. «Гвардейская тигресса», «губернская Клеопатра», «шикарная светская львица» была чувственным центром спектакля. Для нее единственной приезд загадочного Хлестакова был не бедой, а предвестием заманчивых наслаждений. Стремительное развитие получала тема – Хлестаков и Городничиха. Агрессивная чувственность Анны Андреевны, ее гибельная доступность пугала и околдовывала Хлестакова. Некоторые театральные критики полемизировали по поводу того непривычно заметного места, которое она занимала в спектакле. Однако, игра З.Райх в целом вызывала одобрение: «Какие нюансы! Все сцены с дочерью неподражаемы по утонченности шаржа… Мечтал ли когда- нибудь Гоголь видеть такую Анну Андреевну!», – писал критик К.Л.Рудницкий.

Софья и другие.

Некоторые общие черты объединяли образ Анны Андреевны и Софьи из Горя от ума А.С.Грибоедова, в исполнении З.Райх. Экстравагантная, в сверхмодных нарядах, ее Софья была органически чужда меланхоличному Чацкому-Гарину. Софье было отказано в человеческом обаянии и глубине. Смелая, беззастенчивая, искушенная «в науке страсти нежной», не по годам чувственная, Софья выглядела в некотором роде последовательницей Городничихи. Ее роман с Молчалиным явно выходил за рамки платонического. В немом эпизоде, рожденном фантазией Мейерхольда, Софья и Молчалин укатили ночью к цыганам, где молча пили, наслаждаясь зрелищем цыганских танцев. Диалог с Чацким выстраивался как перестрелка в тире, и колкие фразы перемежались с выстрелами. Режиссер подчеркивал, что сплетня о сумасшествии Чацкого – дело рук Софьи. Софья в исполнении Райх органически не могла ни «прозреть», ни как-то измениться. Динамика развития образа актрисе удавалась редко. Внутренней и внешней пластичностью актриса не отличалась. «Актерский почерк Райх был властный, с нажимом», и критики писали не столько об игре Райх, сколько о построениях режиссера.

Трагические роли актрисы.

Следующая центральная роль З.Райх – актриса Гончарова в пьесе Список благодеяний Ю.Олеши. Мейерхольд стремился приблизиться к современной трагедии, показав раздвоенность и трагизм в судьбе интеллигента, ведущего два списка: злодеяний и благодеяний большевиков. Удачной в исполнении Райх признавалась сцена, когда Гончарова выходит в роли Гамлета с рапирой в руках и саркастической язвительной интонацией, отвергающей возможность играть на его душе, как на флейте. Но и в советской России, и в буржуазной Европе, художника ждут одни и те же испытания: на нем хотят играть, используя его талант. Эмиграция не спасает Гончарову, а толкает к новому прозрению, что и здесь искусство откровенно бессодержательно и продажно. Финал спектакля, сцена гибели Гончаровой, производил огромное впечатление.

Поиски режиссера в сфере трагедии воплотились в следующем его этапном спектакле – Даме с камелиями (1934). Лучшей ролью З.Райх стала роль Маргариты Готье в этом спектакле. В постановке отразился все больший интерес режиссера к сложному внутреннему миру человека. На сцене выстраиваются изысканные по красоте интерьеры, живописные натюрморты дорогих вещей и причудливо освещенных цветов. С темой красоты связывалась тема женственности. Режиссеру и актрисе удалось превратить Маргариту в трагическую героиню с бледным неподвижным лицом и горящими глазами. Одиночество Маргариты и беззащитность перед предательством, цинизмом и пошлостью – лейтмотив спектакля и исполнения Райх. Сентиментальность не являлась краской, свойственной Райх, и такая трактовка обогатила созданный актрисой образ. Спектакль находили полным мужественной силы, а игру Райх умной и тонкой.

Последней ролью Райх стала роль вдовушки из чеховского водевиля Медведь, входившего в состав спектакля по одноактным комедиям автора под названием 33 обморока, поставленного в 1935.

Полемика вокруг личности и артистической деятельности Райх никогда не умолкала, принимая порой ожесточенные формы. В основном это были упреки в адрес несправедливого устранения из театра многих больших талантов (Бабанову, например), составлявших конкуренцию менее способной Райх.

В 1938 ГОСТИМ был закрыт за формализм. Вне этого театра артистическая деятельность Райх прервалась.

Вскоре после ареста В.Э.Мейерхольда З.Райх была убита в своей московской квартире в Брюсовом переулке. Она скончалась 20 июня 1939 от многих ножевых ранений, и тайна ее смерти остается нераскрытой.

Екатерина Юдина

Литература

Ильинский И.В. Сам о себе. М., 1961
Волков Н.Д. Театральные вечера. М., 1966
Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969
Туровская М.И. Легенда и биография. М., 1981
Рудницкий К.Л. Любимцы публики. Киев, 1990