Содержание статьи
    Также по теме

    РАППАПОРТ, ГЕРБЕРТ МОРИЦОВИЧ

    РАППАПОРТ, ГЕРБЕРТ МОРИЦОВИЧ (1908–1983), русский режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1947), народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственных премий СССР (1941, 1948, 1951, 1952). Родился 7 июля 1908 в Вене. Учился на юридическом факультете Венского университета, с 1928 работал на киностудиях Франции и Германии (сценарист, музыкальный оформитель, ассистент режиссера в десяти фильмах немецкого режиссера Г.В.Пабста), в 1934–1936 работал в Голливуде. С 1936 – режиссер киностудии «Ленфильм», ставил также спектакли в ленинградских театрах.

    Много сил Раппапорт отдал музыкальному кино, причем и тематика фильмов, и стилистика ориентированы на пожелания публики. Довоенная сказка о советском принце, работающем шофером, знаменитый фильм Музыкальная история (1940, восст. 1988), сделанный с другим замечательным профессионалом, режиссером А.Ивановским, отнюдь не похож на Киноконцерт 1941 года (1941), который и своей формой (короткие номера, снятые на кинопленку), и запланированной цикличностью (идея затем была отвергнута высоким начальством) абсолютно удовлетворял потребностям военного времени. Снятые в 1950-е годы Концерт мастеров искусств (1952, также с Ивановским) и фильм-концерт Мастера русского балета (1953, специальная Большая премия на Неделе европейских фильмов в Парагвае, 1954) отметили и новые идеологические тенденции, утверждение во всех областях жизни «большого стиля», и перемену во вкусах публики. Фильм Черемушки (1962) по оперетте Д.Д.Шостаковича Москва, Черемушки отметил очередное изменение общественной атмосферы.

    Не менее удачны фильмы, сделанные в жанре остросюжетного или милицейского детектива. Добротные картины Круг (1972), Сержант милиции (1974) и Меня это не касается (1976) имели успех у зрителей, а фильм Два билета на дневной сеанс (1966) стал классикой детективного жанра. Сюжет, условности и слабости которого вскоре сделались очевидными, разыгранный в несложных декорациях (зачастую это павильонные съемки), приобретает динамику, делается предельно напряженным.

    Работал режиссер и в жанре биографического фильма, поставив ленту Александр Попов (1949). Фильм Черные сухари (1972) – его вклад в популярную тогда кинолениниану. Много сделал Раппапорт для становления эстонского кинематографа, сделав по произведениям классиков национальной литературы фильмы Жизнь в цитадели (1948), Свет в Коорди (1951) и Счастье Андруса (1955). Всенародную любовь снискала сделанная во время войны лента в жанре лирической кинокомедии Воздушный извозчик (1943) – еще один классический фильм Раппапорта.

    Раппапорт не считал для себя зазорным снимать и короткометражные фильмы, помог дебютировать в кинорежиссуре актеру Л.Ф.Быкову (короткометражка Как веревочка ни вьется... (1961).

    Умер Раппапорт 5 сентября 1983.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Раппапорт Г., Вольф Ф., Минкин А. Профессор Мамлок. М., 1938
    Раппапорт Г. О тапере и музыке жизни. – Советское кино, 1965, 29 мая