Содержание статьи
    Также по теме

    РАШЕВСКАЯ, НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

    РАШЕВСКАЯ, НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА (1893–1962), русская актриса, режиссер. Народная артистка РСФСР (1957). Родилась 14 (26) октября 1893 Петербурге в семье крупного военного инженера, погибшего при обороне Порт-Артура. Окончила дворянский институт.

    В 1911 поступила и в 1914 окончила драматические курсы при Петербургском императорском театральном училище. Была принята в труппу Александринского театра, где работала два сезона. Роли: Первая княжна (Горе от ума А.Грибоедова, 1914), Дуняша (Царская невеста Л.Мея, 1914), Катя (Сестры Кедровы Н.Григорьева-Истомина, 1914), Вторая женщина (Король, закон и свобода Л.Андреева, 1914), Маруся (Зеленое кольцо З.Гиппиус, 1915), Сара (Стойкий принц П.Кальдерона, 1915), Аня (Вишневый сад А.Чехова, 1916), Пек (Сон в летнюю ночь У.Шекспира, 1916). Одновременно посещала Студию Вс.Мейерхольда на Бородинской.

    В 1917–1918 играла на сцене Петрградского театра К.Н.Незлобина. Здесь сыграны роли: Лиза (Екатерина Ивановна Л.Андреева), Соня (Ревность М.Арцыбашева), Раиса (Касатка А.Н.Толстого), Сесили (Как важно быть серьезным О.Уайлда), Елена (Ночной туман А.Сумбатова-Южина). В 1918 выступила в роли Лауры (Каменный гость А.Пушкина) в театре-студии под руководством Мейерхольда.

    В 1918–1920 работала в театрах Петрозаводска и Костромы под руководством Н.В.Петрова. Ее репертуар значительно расширился: Лиза (Дворянское гнездо по И.Тургеневу), Глафира (Волки и овцы А.Н.Островского), Глаша (Гроза Островского), Лиза (Горе от ума Грибоедова), Нина (Маскарад М.Лермонтова), Оля (Светит, да не греет Островского), Марья Антоновна (Ревизор Н.Гоголя), Наташа (Три сестры Чехова), Оль-Оль (Дни нашей жизни Андреева), Консуэлла (Тот, кто получает пощечины Андреева), Агнес (Бранд Х.Ибсена), Раутенделейн (Потонувший колокол Г.Гауптмана), Луиза (Коварство и любовь Фр.Шиллера), Офелия (Гамлет Шекспира). В Петрозаводске Рашевская основала сектор детского театра, в Костроме организовала детские спектакли.

    Весной 1920 получила приглашение от режиссера Н.Смолича в Академический театр драмы (Александринку), где и работала до конца жизни. Играла много и успешно. Роли: Дортка (Эльга Гауптмана, 1922), Сюзанна (Тереза Ракен по Э.Золя, 1922), Хармиана (Антоний и Клеопатра Шекспира, 1923), Мисси Марчмонд (Идеальный муж О.Уайлда, 1923), Клерхен (Канцлер и слесарь А.Луначарского, 1923), Маргарет (Скандалистка Б.Шоу, 1924), Миррина (Лисистрата Аристофана, 1924), Керубино (Женитьба Фигаро П.Бомарше, 1924), Саша (Живой труп Л.Толстого, 1924), Настя (Не было ни гроша, да вдруг алтын Островского, 1925), Грета (Эуген Несчастный Э.Толлера, 1925), Роза Бергман (Конец Криворыльска Б.Ромашова, 1926), Эмилия (Отелло Шекспира, 1927), Александра Епанчина (Идиот по Ф.Достоевскому), Варя (Бронепоезд 14-69 Вс.Иванова, 1927), Соня Суриц (Высоты по Ю.Либединскому, 1929), Ирина (Огненный мост Б.Ромашова, 1929), Лиа Компас (Деец В.Газенклевера, 1929), Юля Лозовская (Чудак А.Афиногенова, 1930), Елена (Страх Афиногенова, 1931), Берта (Суд В.Киршона, 1933), Флоренс (Вершины счастья по Дж. Дос-Пассосу, 1934), Маруся (Портрет Афиногенова, 1934), Оксана (Гибель эскадры А.Корнейчука, 1935), Аксюша (Лес Островского, 1936), Тайга (Банкир Корнейчука, 1937), Мать (Мать К.Чапека, 1939), Лиза (Дворянское гнездо по Тургеневу, 1941), Елена (Накануне Афиногенова, 1942), Эмилия (Отелло Шекспира, 1944), Елена Андреевна (Дядя Ваня Чехова, 1946), Лиза (Живой труп Л.Толстого, 1950), Гертруда (Гамлет Шекспира, 1954), Малютина (Персональное дело А.Штейна, 1955), Кисельникова (Пучина Островского, 1955), Констанс Такерман (Осенний сад Л.Хеллман, 1957), Старая женщина (Оптимистическая трагедия В.Вишневского, 1959) и др.

    «Искусство Рашевской глубокое и объемное по мысли, отличающееся точной сценической формой и сознательной художественной техникой, впечатляет особенно тогда, когда она получает в свое распоряжение близкий ей по духу современный драматургический материал» (Е.Стронская).

    Вела педагогическую работу. В 1933 организовала творческую экспериментальную бригаду по режиссерской работе, педагогической и драматической переделке романа в спектакль Западня (по Э.Золя) и поставленного на сцене филиала Ленинградского академического театра драмы.

    Впервые выступила как режиссер в Костроме. В 1920 поставила пьесу Голубой фазан Э.Топпелиуса в Ленинградском ТРАМе (1936). Другие постановки: Глубокая провинция и Сказка М.Светлова, Белеет парус одинокий по В.Катаеву в Ленинградском ТЮЗе (1938); Замужняя невеста А.Шаховского, Н.Хмельницкого, А.Грибоедова (1938) и Тот, кого искали А.Раскина, В.Слободского (1941) в Театре комедии. В Академическом театре драмы им. А.С.Пушкина совместно с Л.Вивьен поставила Горе от ума Грибоедова (1941).

    Параллельно с работой в Театре драмы им. А.С.Пушкина Рашевской на сцене Большого драматического театра им. М.Горького (ныне АБДТ им. Г.А.Товстоногова), руководителем которого Рашевская была в 1946–1950, поставлены спектакли Сердце не камень Островского (1945), Враги (1948), Егор Булычев и другие (1949) и Достигаев и другие Горького (1951), Обрыв по И.Гончарову (1956).

    Умерла Рашевская в Ленинграде 18 марта 1962.

    Литература

    Рашевская Н.С. Первые режиссерские опыты. – Советское искусство, 1934, 5 ноября
    Рашевская Н.С. Наши творческие планы. – Ленинградская правда, 1947, 12 января
    Стронская Е. Наталья Рашевская. Л. – М., 1961
    Березарк И. Жизнь, отданная сцене. – Театральная жизнь, 1962, № 24