Содержание статьи
    Также по теме

    РАВЕНСКИХ, БОРИС ИВАНОВИЧ

    РАВЕНСКИХ, БОРИС ИВАНОВИЧ (1914–1980), русский режиссер. Народный артист СССР (1968), Лауреат Государственных премий СССР (1951, 1972). Родился 14 (27) июня 1914 в Петербурге. Окончил режиссерский факультет Ленинградского института сценических искусств (1935). Сценическую деятельность начал в 1935 в ассистентом Вс.Э.Мейерхольда в ГосТИМе (до этого работал в Ленинградском ТРАМе). Первая самостоятельная постановка Равенских – Галина И.Штока (1938, Современный театр, Москва), затем последовали постановки в Оперно-драматической студии им. К.С.Станиславского и Московском драматическом театре им. К.С.Станиславского (Маскарад М.Ю.Лермонтова, 1942; В тиши лесов П.Нилина, 1948; С любовью не шутят Кальдерона, 1949). Уже в комедии Кальдерона, работа над которой велась вместе с И.Дунаевским, применил музыкальное оформление в импрессионистическом плане. В 1940–1950-х годах Равенских утвердил главенствующее положение музыки в драматическом спектакле (В тиши лесов; Свадьба с приданым Н.Дьяконова, Театр Сатиры, 1950; Сердце девичье затуманилось В.Курочкина и Б.Равенских, Театр им. К.С.Станиславского, 1959). В последнем спектакле, единодушно не принятом критикой, у Равенских была своя цель: представить внутреннее духовное движение человека через музыку. Здесь же возникла попытка создания поэтического театра, особенно отчетливо подчеркнувшего противоречия режиссерского почерка Равенских. Тяга режиссера к лирико-патетическому действу, ощутимая в более ранних сектаклях, в Сердце девичьем... обнажила свою противоречивость. В 1956 Равенских поставил в Малом театре Власть тьмы Л.Н.Толстого.

    В период работы главным режиссером Московского драматического театра им. А.С.Пушкина (1960–1970) Равенских поставил такие значительные для своего времени спектакли, как Романьола Л.Скуарцины (1963), Повесть о спасенной любви И.Голосовского (1964), Поднятая целина М.Шолохова (1965), Дни нашей жизни Л.Андреева, Шоколадный солдатик Б.Шоу (1966), Метель Л.Леонова (1967), Воскресенье в Риме Г.Крамера (1968), Дуэль М.Байджиева (1969). Последним спектаклем на сцене Театра им. А.С.Пушкина стала Драматическая песня Б.Равенских и М.Анчарова по роману Н.Островского Как закалялась сталь (1971). В названии спектакля выразилась не только главная задача режиссера, но и его способ мышления. Все выразительные средства театра были пересмотрены Равенских с точки зрения их ассоциативных возможностей, укрупнялись и максимально приближались к зрителю все возможные связи человека с социальной средой, зрительская мысль предельно концентрировалась. Спектакль строился на вспышках «моментов истины», которые обнажали духовные устремления героев. В статье, посвященной творчеству Равенских, критики В.Шитова и В.Саппак писали, что Равенских всегда ставит своих героев перед дилеммой «жить лучше» или «быть лучше», заставляя каждого занять определенную позицию. Сам режиссер в 1969 декларировал свое убеждение: «...задача искусства, театра – будить в человеке поэтический взгляд на мир, привносить в жизнь дух активного творчества... Только самое главное, философски обобщенное и образно точное. Как в поэзии. Так мыслю суть театра я».

    В 1970 Равенских возглавил Малый театр, привел сюда артистов-единомышленников из Театра им. А.С.Пушкина – А.Локтева, В.Сафронова, В.Носика – и предложил театру свою программу, состоящую из двух линий: одной из них должна была стать современная литература, обнаруживающая стремление понять истоки национальной народной жизни, другой – классика. На сцене Малого театра были поставлены спектакли: Инженер Е.Каплинской (1971), Самый последний день Б.Васильева (1972), Птицы нашей молодости И.Друцэ (1972, режиссер И.Унгуряну), Русские люди К.Симонова (1975), Мезозойская история М.Ибрагимбекова (1976), Возвращение на круги своя И.Друцэ (1978). Здесь же родился спектакль-событие, по сей день остающийся в репертуаре Малого театра, Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого (1973), в котором главную роль сыграл И.М.Смоктуновский. Последней работой Равенских в Малом театре стал спектакль Возвращение на круги своя И.Друцэ. Идейным стержнем спектакля явилась мысль Толстого (в этой роли выступил И.В.Ильинский) о таинстве духовной жизни человека и о непременности самобытного развития в духовной жизни каждого.

    В начале 1980-х Равенских покинул Малый театр и пришел в Большой театр, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В 1978 поставил оперу Н.А.Римского-Корсакова Снегурочка, а в январе 1980 получил разрешение на создание собственного театра, в котором надеялся собрать своих учеников.

    Умер Равенских в Москве 10 января 1980.

    См. также МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. А.С.ПУШКИНА.

    Литература

    Театр Бориса Равенских, в двух книгах. Автор-составитель Т.Б. Забозлаева. СПб, 1997