Содержание статьи
    Также по теме

    РЕМИЗОВА, АЛЕКСАНДРА ИСААКОВНА

    РЕМИЗОВА, АЛЕКСАНДРА ИСААКОВНА (1903–1989), русская драматическая актриса, режиссер. Народная артистка РСФСР (1957). Родилась 16 мая 1903 года в Тбилиси, в семье врача. По окончании Харьковской гимназии занималась в драматической студии под руководством Вильнера при театре Н.Н.Синельникова. В 1920 поступила в Мансуровскую Студию, вскоре получившую название 3-й Студии МХТ (с 1924 – Государственная академическая студия им. Евг.Вахтангова; с 1926 – Театр им. Евг.Вахтангова). Здесь ею были сыграны гостья (Чудо святого Антония М.Метерлинка, 1921), гостья (Свадьба А.П.Чехова, 1921), Зелима (Принцесса Турандот К.Гоцци, 1922), все три – постановки Вахтангова; Перичолла (Комедии Мериме, постановка А.Попова, 1924), Мария Токарчук (Интервенция Л.Славина, постановка Р.Симонова,1933), Коралли (Человеческая комедия по О.Бальзаку, постановка А.Козловского, Б.Щукина, 1934).

    В середине 1930-х годов Ремизова, проявившая себя за прошедшие годы как умная острохарактерная актриса, переходит к режиссуре. Первые работы – совместные постановки с другими режиссерами (с П.Антокольским – Флорисдорф Ф.Вольфа, 1936; с А.Горюновым – Опасный поворот Д.Б.Пристли, 1940). На формирование режиссерского дара Ремизовой значительное влияние оказал Р.Н.Симонов.

    В годы войны Ремизова – режиссер фронтового филиала театра им. Евг.Вахтангова, с которым (и с бойцами Первого Украинского фронта) прошла путь от Сталинграда до Берлина, поставив Свадебное путешествие В.Дыховичного и М.Слободского (совместно с А.Габовичем, 1942), Наш корреспондент М.Меттера и Л.Левина (совместно с Габовичем и А.Орочко, 1942), Добро пожаловать! А.Штейна и З.Аграненко (1943) и комедию-обозрение В.Масса и М.Червинского Где-то в Москве (совместно с Габовичем, 1944).

    После войны неоднократно ставила советскую драматургию: Приезжайте в Звонковое А.Корнейчука (1947), В наши дни А.Софронова (1952) и Европейская хроника А.Арбузова (1953), обе совместные постановки с Р.Симоновым; Одна С.Алешина (1956), Черные птицы Н.Погодина (1962), Железный ангел П.Нилина (1963), Насмешливое мое счастье Л.Малюгина (1965) и др. Наряду с этим обращалась к А.Миллеру (Все мои сыновья, 1948), В.Гюго (Отверженные, 1950), Д.Мамину-Сибиряку (На золотом дне, 1955), Ф.Достоевскому (Идиот в инсценировке Ю.Олеши, 1958), А.Чехову (Пьеса без названия, 1960), Б.Шоу (Миллионерша, 1964), А.Островскому (На всякого мудреца довольно простоты, 1968). Дважды ставила Перед заходом солнца Г.Гауптмана (1941, 1954). В спектаклях Ремизовой играли М.Астангов, А.Абрикосов, Н.Гриценко, Н.Плотников, Ю.Яковлев, Ю.Борисова и др.

    Работая с разными художниками (В.Рындин, В.Дмитриев, Я.Штоффер, С.Ахвледиани, И.Рабинович, М.Виноградов, Е.Манке, И.Сумбаташвили), Ремизова отдавала предпочтение Н.Акимову, с которым ее связывала многолетняя дружба. Ремизовой был осуществлен ряд постановок в возглавляемом Акимовым ленинградском Театре Комедии. В том числе На бойком месте Островского (1944), О друзьях-товарищах Масса и Червинского (1947, обе совместные постановки с Акимовым); Милый обманщик Дж.Килти (1961) с Е.Юнгер в роли Стеллы – Патрик Кэмпбелл; Игра с кошкой И.Эркеня (1973). В конце 1940-х годов в Театре Комедии планировалась постановка Ремизовой пьесы Е.Шварца Один год (другое название Первый год), но она не была осуществлена.

    Ремизова преподавала актерское мастерство в Театральном училище им. Б.В.Щукина, где поставила несколько студенческих спектаклей, в том числе Свадебный костюм Л.Буайе и Ш.Варено (спектакль Молдавской студии, 1960), Тень Е.Шварца (совместно с режиссерами-педагогами Ю.Катиным-Ярцевым и А.Буровым, 1962), Крошка Доррит А.Бруштейн по роману Ч.Диккенса (совместно с режиссером-педагогом В.К.Львовой, 1965) и Игроки Н.Гоголя (1974). Ею были сделаны телеспектакли Тупейный художник по Н.Лескову (совместно с Л.Федотовым, исполнители – артисты театра им. Евг.Вахтангова), Человек идет вперед по повести И.Ботвинника, Бабушкин роман А.Эннекен и А.Мийо.

    В начале 1980-х годов Ремизова репетирует в театре имени Евг.Вахтангова пьесу Г.Гауптмана (из репертуара Е.Б.Вахтангова) Праздник примирения, однако спектакль не был выпущен. Одной из последних ее работ стала постановка Ключ к сновидениям Г.Ягдфельда на Малой сцене театра им. Евг.Вахтангова (1985).

    Умерла Ремизова в Москве 20 ноября 1989.

    Литература

    Ремизова А. И. Театр им. Евг.Вахтангова. 20 лет. М., 1946
    Пименов Вл. В передовом расчете. – Советская культура, 1978, 1 августа
    Смирнов-Несвицкий Ю.А. Вахтангов. Л., 1987
    Театр имени Евг.Вахтангова. (Альбом. Автор текста Д.Н.Годер). М., 1996