Содержание статьи
    Также по теме

    РОМАНОВ, МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

    РОМАНОВ, МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (1896–1963), русский актер, режиссер. Родился 16 (28) октября 1896 в Петербурге в семье сапожника. С 1908 по 1917 учится в Коммерческом училище, с 1917 служит конторщиком на заводе. В 1919 уходит добровольцем в Красную Армию, руководит солдатскими театральными кружками. Изучает актерское мастерство на шестимесячных курсах культработников при политотделе штаба Петроградского укрепленного района; на выпускных экзаменах играет роль помещика Смирнова в Медведе А.Чехова (1920).

    В 1920–1921 – артист театра Петроградского укрепрайона. Первая роль – рабочий Акимов во Врагах М.Горького. В 1921 Романов демобилизуется по болезни и переезжает к матери в село Рождествено (Петроградская губерния, ныне Ленинградская область), где организовывает самодеятельный театр при Народном доме. Ставит Без вины виноватых и Позднюю любовь А.Островского (играет в этих спектаклях роли Незнамова и Николая), Огни Ивановой ночи Г.Зудермана, Революционную свадьбу В. Сарду и др. Далее – Петроградский театр Пролеткульта «Новая драма» (1923–1924), в котором исполняет роль Мужа в спектакле Человек-масса Э.Толлера (режиссер А.Грипич).

    В 1924 Романов поступает в Ленинградский Академический театр драмы имени А.С.Пушкина. Здесь в течение 12 лет (до 1936) переиграл более 50 ролей (в основном второстепенных или вовсе незначительных) в спектаклях ярких и очень разных режиссеров: Феликс Дабльмен, а позже Эллери Джексон Губерд (Волчьи души Дж.Лондона, 1924, режиссер С.Радлов), Офицер (Живой труп Л.Толстого, 1924, режиссер Е.Карпов), Третий понтер, а затем князь Звездич (Маскарад М.Лермонтова, 1924, режиссер В.Мейерхольд), Лорд Серстон (Авантюрист С.Моэма, 1924, режиссер Б.Горин-Горяинов), Фредди (Пигмалион Б.Шоу, 1925, режиссер Л.Вивьен), Лудовико (Отелло У.Шекспира, 1927, режиссер С.Радлов), Молчалин (Горе от ума А.Грибоедова, 1932, режиссер Н.Петров), Гильмар Теннесен (Столпы общества Г.Ибсена, 1943, режиссер Б.Сушкевич) и др.

    Несмотря на прекрасную технику и четкое амплуа, из множества сыгранных ролей (некоторые из которых признавались удачными: Редендорф в Яде А.Луначарского, 1925, режиссеры Н.Петров, К.Хохлов; Меньшиков в Петре I А.Н.Толстого, 1935, режиссер Б.Сушкевич) ни одна из них не стала событием.

    В 1936 судьба Романова круто меняется: он покидает Театр имени Пушкина, женится на актрисе М.Стрелковой и после недолгой работы в Ленинградской эстраде поступает в Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки. Здесь Романов сразу занимает значительное место. Первые роли – дон Фелипе (Благочестивая Марта Тирсо де Молина, 1937, режиссер Б.Норд), дон Гуан (Маленькие трагедии А.Пушкина, 1937, режиссеры В.Аксенов, Ю.Недзвецкий). В том же 1937 Романов играет Павла Протасова (Дети солнца М.Горького, режиссер Б.Норд), который предстает у него «пророком, проповедником, почти мессией». В этой роли проявляется главная, трагическая, тема творчества Романова: его герои добры и открыты миру, но, как Дон Кихот, беззащитны перед его жестокостью и цинизмом. В 1940 выступает в роли Федора Протасова (Живой труп Л.Толстого), в которой с наибольшей полнотой раскрыл себя как личность и как художник. Романов играет Протасова более 20 лет (до конца жизни, всего около 400 представлений). За 22 года работы в Киевском театре Романов сыграл около 50 ролей, среди них: Лаврецкий (Дворянское гнездо И.Тургенева, 1941), Хиггинс (Пигмалион Б.Шоу, 1945), Командор (Каменный властелин Л.Украинки, 1946), Телегин (Хождение по мукам А.Н.Толстого, 1946), Тригорин (Чайка А.Чехова, 1950), Арбенин (Маскарад М.Лермонтова, 1952), Окаемов (Машенька А.Афиногенова, 1959), Войницкий (Дядя Ваня А.Чехова, 1960), Несчастливцев (Лес А.Островского, 1962). Романов поставил здесь ряд спектаклей, а в 1953–1959 возглавлял театр. Неоднократно приезжал в Москву с гастролями – не только с труппой Киевского театра, но и (уникальный случай в середине 20 в.) актером-гастролером (выступал в роли Федора Протасова в спектаклях Малого театра, 1955, и Театра имени Ленинского комсомола, 1959).

    В 1962 Романов покидает Киев и переезжает в Москву, вступив в труппу Театра имени Моссовета, где перед смертью в 1963 успевает сыграть только роль Бернарда Шоу в Милом лжеце Дж. Килти с Л.Орловой в роли Кэмпбелл (режиссер Г.Александров).

    Романов публикует ряд статей, посвященных театру и драматургии, в том числе очерк О товарищах по искусству («Литературная газета»). Статья имела широкий резонанс в театральных кругах, в прессе появились ответные публикации, в Доме актера ВТО состоялось обсуждение проблемы.

    Романов много и плодотворно работал на радио. Сохранились записи его чтецких программ (А.Пушкин, М.Лермонтов, Л.Толстой, А.Чехов, М.Горький, Р.Бернс, М.Пришвин, А.Куприн, сонеты Шекспира) и радиопостановок (Маскарад М.Лермонтова, Петр I А.Н.Толстого, Небо и ад П.Мериме, Овод Э.Войнич).

    Умер Романов в Москве 4 сентября 1963.

          МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ в роли Федора Протасова,Живой труп Л. Н. Толстого.

    Литература

    Михаил Федорович Романов. Статьи, письма, дневники. Статьи и воспоминания о М.Ф.Романове. М., 1985