Содержание статьи
    Также по теме

    РОМЭН

    РОМЭН, цыганский театр в Москве. Основан 24 января 1931 как «Индоромэнский театр-студия» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. Сначала спектакли шли на цыганском языке, с 1940 – также на русском. Инициаторами и непосредственными организаторами театра были А.А.Андреев, А.В.Германо, Г.П.Лебедев, И.И.Ром-Лебедев, М.И.Гольдблат, С.М.Бугачевский и др. В октябре 1930 эта группа московской творческой интеллигенции пришла к первому наркому просвещения А.В.Луначарскому с идеей создания единственного в мире профессионального театра цыган. Первое публичное выступление состоялось 30 апреля 1931. Это было обозрение Э.Шолока и М.Безлюдского на темы кочевой жизни цыган и концерт народных песен и мелодий. 16 декабря 1931 «Ромэн» получает статус профессионального театра (состоялся спектакль Жизнь на колесах по пьесе А.Германо). С первых шагов театра определился репертуар, главным принципом которого было поначалу отображение кочевой жизни цыган, их постепенный переход к оседлой трудовой жизни, вступление в полноценную социалистическую реальность. Об этом – спектакли Фараоново племя Сверчкова (1933), Между огней Германо (1934), Табор в степи (1934), Дочь степей (1935), Свадьба в таборе (1935, все три пьесы Ром-Лебедева, «великого цыгана», заслуженного деятеля искусств России, члена Союза писателей СССР).

    Уже с первых лет существования театр стремился к некоторым отступлениям от ведущего репертуарного принципа – с первых же сезонов в афише «Ромэна» стали появляться такие спектакли, как Кармен П.Мериме (1934), Цыганы А.С.Пушкина (1936), Кровавая свадьба Лорки (1939), Макар Чудра М.Горького (1941), Чудесная башмачница Лорки (1941), Грушенька И.Штока по Н.Лескову (1946) и др. Первым художественным руководителем театра стал Гольдблат (1931–1936), затем театр возглавил (с 1937 по 1941) М.М.Яншин, артист МХАТа. Молодая труппа ощутила потребность выстраивать действие в соответствии с психологическими разработками характеров, делать его достоверным, простым, но «мхатовским» по духу верности «правде жизни». После Яншина театр возглавляли П.С.Саратовский (1941–1957), С.А.Баркан (1958–1963), М.Н.Сидоркин (1963–1965). С 1977 художественным руководителем «Ромэна» является Н.А.Сличенко – известный актер, режиссер, певец, народный артист СССР (1981). Сличенко пришел в «Ромэн» в 1951. При нем многие артисты и режиссеры театра окончили ГИТИС (ныне РАТИ), репертуарная афиша стала более сложной, театр много ездил в гастрольные поездки по всему миру (Япония, Франция, Австрия, Турция, Индия, Югославия и др.). В тот момент, когда Сличенко возглавил «Ромэн», на его подмостках доигрывали те, кто стоял у истоков рождения этого самобытного театра, – М.Скворцова, М.Черкасова, С.Андреева, В.Вербицкая, В.Поляков, И.Ром, И.Хрусталев, Ляля Черная (Н.Хмелева) и другие. За прошедшие десятилетия в театре выросли собственные композиторы, сценографы, режиссеры, артисты. Сегодня широкой известностью пользуются артисты театра И.Некрасова, И.Морозова, Д.Туманская, Е. и Г.Жемчужные, М.Оглу, Н.Лекарева, Т.Агамирова, В.Страшинский, А.Титов, А.Булдыженко, Б.Василевский, М.Бизев, Л.Ярошенко, Н.Голубенко, М.Иванов и др. Театр пополнился талантливой молодежью, среди которой уже получившие известность О.Жемчужная, Р.Грохольский, Р.Лекарева, Н.Оглу (лауреат Всероссийского конкурса цыганского романса «Романсиада», 1999), Х.Богачаров и др. Более четверти века сохраняется в репертуаре спектакль-обозрение Мы – цыгане!, своеобразная визитная карточка театра, по которой «Ромэн» узнают во всем мире.

    См. также ТЕАТР.

    Литература

    Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру «Ромэн». М., 1990