Содержание статьи
    Также по теме

    РОЩИНА-ИНСАРОВА, ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА

    РОЩИНА-ИНСАРОВА, ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА (урожд. Пашенная) (1883–1970), русская драматическая актриса. Родилась 12 (24) июня 1883. Дочь актера Н.П.Рощина-Инсарова, сестра народной артистки СССР В.Н.Пашенной. В 1897 впервые вышла на сцену, в 1899 была приглашена Н.Н.Синельниковым в его киевскую труппу. Затем играла в театрах Астрахани, Пензы, в московском театре Корша, в театрах Ростова-на-Дону, Самары и др. городов. 1905–1909 выступала на сцене Театра Литературно-художественного общества в Петербурге. В 1909–1911 – в Театре К.Незлобина в Москве, где впервые сыграла Анфису (Анфиса Л.Н.Андреева). С 1911 работала в Малом театре, в 1913 снова в Петербурге, в Александринском театре. Много гастролировала. Среди ее ролей – Нора (Нора Х.Ибсена), Магда (Родина Г.Зудермана), Маргарита Готье (Дама с камелиями А.Дюма), Даша (Любовь И.Н.Потапенко), Елизавета Дроздова (Бесы по Ф.Достоевскому), Лулу (Обнаженная А.Батайля), Анна (Цена жизни Вл.Немировича-Данченко), Финочка (Зеленое кольцо З.Гиппиус), Элиза Дулиттл (Пигмалион Б.Шоу), Варенька (Романтики Д.Мережковского), Катерина (Гроза А.Островского), Беата (Бесчестные Ф. Филиппи), Нина (Маскарад М.Лермонтова) и др. Ее игра отличалась изяществом, тонкостью нюансов, выразительностью интонаций, глубиной переживаний.

    В 1918 уехала с мужем-офицером, графом С.Игнатьевым, из Москвы на юг, в 1919 эмигрировала. В Париже впервые выступила на вечере памяти Л.Н.Толстого 5 января 1921. В 1922 участвовала в спектакле Русского театрального агентства «Ревность» М.П.Арцыбашева. Организовав свою труппу, открыла Русский Камерный театр и студию в Риге, которые просуществовали два сезона. В 1925 вернулась в Париж, где при материальной поддержке кн. Ф.Юсупова давала спектакли в театре «Альбер».

    В 1926 отмечалось 25-летие сценической деятельности Рощиной-Инсаровой, ее приветствовали А.Куприн, И.Бунин, К.Бальмонт, Н.Тэффи, Б.Зайцев, Вас.И.Немирович-Данченко. В своем приветственном слове Мережковский назвал ее «одной из наших самых тонких и пленительных артисток». В 1928 Рощина-Инсарова разошлась с мужем, с 1933 жила в парижском пригороде Булонь-Бийянкур. Участвовала в литературно-художественных вечерах, концертах, сборных спектаклях, давала уроки актерского мастерства. Среди ее учениц – Ани Вернье, Лиля Кедрова. Играла на французском языке в театре Жоржа и Людмилы Питоевых. Была режиссером и исполнительницей ролей в пьесах Цена жизни Немировича-Данченко, Старинный романс Н.Тэффи, Без вины виноватые и Женитьба Бальзаминова Островского.

    Рощина-Инсарова играла до 1949. Последний раз выступила в 1957 на вечере памяти Н.Тэффи. В том же году переехала в Кормей-ан-Паризи (пригород Парижа) в русский старческий дом.

    Умерла Рощина-Инсарова в Париже 28 марта 1970.

    Литература

    Чудовский В. Спектакли Рощиной- Инсаровой. – Аполлон, 1913, № 6
    Е.Н.Рощина-Инсарова. Пг., 1916
    Тодрия Н. Парижские воспоминания. – Театр, 1991, № 3
    Рощина-Инсарова Е.Н. Русские сны в Париже. – Московский наблюдатель, 1992, № 3
    Рощина-Инсарова Е.Н. «Играй сам, мерзавец, если ты со мной равен!» – Московский наблюдатель, 1993, № 7
    Коваленко Ю. Первая актриса русского зарубежья. – Известия, 1993, 13 октября
    Из зарубежных архивов. – Театральная жизнь, 1993, № 3
    Ухновский В. Сила ее таланта – в силе ее души! – Театр, 1993, № 8
    Максимова В. Трагедия актрисы «Серебряного века». – Век, 1998, № 39, 2–8 октября