Содержание статьи
    Также по теме

    РОУ, АЛЕКСАНДР АРТУРОВИЧ

    РОУ, АЛЕКСАНДР АРТУРОВИЧ (1906–1973), русский кинорежиссер. Народный артист России (1968). Родился 24 февраля (8 марта) 1906 в Москве. Руководител коллективом художественногой самодеятельности, «Живой газетой» и агитбригадами «Синей блузы» в Москве. В 1930 окончил актерское отделение киношколы им. Б.Чайковского, а затем драматический техникум (1934). В кино пришел в 1930, работая сначала помощником и ассистентом режиссера киностудии «Межрабпомфильм» (фильмы Марионетки и Бесприданница Я.Протазанова, Белеет парус одинокий В.Легошина). С 1937 – режиссер киностудии им.Горького.

    В 1938 Роу поставил свой первый полнометражный фильм По щучьему велению (по одноименной пьесе Е.Тараховской), сюжет которого составили четыре русские народные сказки (По щучьему велению, Царевна Несмеяна и др.). Искрометный юмор, удачный подбор актеров (П.Савин в роли Емели, С.Терентьева в роли Несмеяны, Г.Милляр в роли Царя Гороха), простые, но забавные трюки (говорящая щука, бегающие ведра, разъезжающая по полям и лесам печь и т.д.) давали все основания расценить картину дебютанта как большую удачу, однако в то время прямое переложение фольклора в экранную форму считалось «художественно-легковесным». Возможно, поэтому в своих последующих работах Роу сделал попытку расширить жанровые возможности фильма-сказки: Василиса Прекрасная (1940) стала скорее лирической драмой, в Кащее Бессмертном, снимавшемся в военные годы, преобладали элементы военно-приключенческого фильма.

    В 1940-е годы режиссер работал в документальном (Артек) и экспериментальном кино (стереоскопический фильм День чудесных превращений), но его главным призванием по-прежнему оставалась киносказка, к которой он смог вернуться в 1950-х годах. Новым крупным успехом режиссера стал фильм Марья-Искусница (1959), где особенно удались эпизоды в подводном царстве Водяного с эффектным для своего времени применением комбинированных съемок. Вместе с тем сказочные интонации и кинотрюки далеко не в полной мере исчерпывали гоголевскую поэтику в экранизациях Майской ночи и Вечеров на хуторе близ Диканьки, осуществленных Роу в 1952 и 1961.

    Важным вкладом Роу в развитие его излюбленного жанра стали фильмы, совмещающие традиционные фольклорно-сказочные мотивы и новых героев, сверстников и современников юных зрителей. Такая попытка была сделана уже в фильме Новые похождения Кота в сапогах (по сценарию С.Михалкова). Еще более удачным примером стала сказка Королевство кривых зеркал, юная героиня которой, советская школьница, попав в волшебное королевство, обретала своего двойника (эти роли сыграли близнецы Оля и Таня Юкины).

    Новое обращение к русскому фольклору – Морозко – было по праву оценено как одно из высших достижений художественного стиля Роу (Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции, 1965). Прекрасный актерский ансамбль (А.Хвыля в заглавной роли, Н.Седых, И.Чурикова, неизменный Г.Милляр в роли Бабы-Яги), комическая эксцентрика, трюковые съемки, традиционный русский колорит – все эти компоненты фильма находились в гармоническом единстве и взаимодействии. Последующие работы Роу, также фильмы-сказки на основе русского фольклора, хотя и не превзошли успех Морозко, но пополнили фонд отечественного кино для детей.

    Умер Роу в Москве 28 декабря 1973.

          АЛЕКСАНДР АРТУРОВИЧ РОУ

    Литература

    Парамонова К. Александр Роу. М., 1979
    Кушнерович М. Александр Роу: творческий портрет. – Кинокалендарь-1991. М., 1990
    Лепкова Я. Роу и его команда. – Культ личностей, 1999, сентябрь-октябрь