Содержание статьи
    Также по теме

    СЕН-ЛЕОН, АРТЮР

    СЕН-ЛЕОН, АРТЮР (Saint Léon, Arthur) (1821–1870), французский артист балета, балетмейстер, педагог, скрипач, композитор. Родился в Париже 17 сентября 1821. Учился у своего отца – танцовщика и музыканта Мишеля Сен-Леона в Штутгарте, а позднее (в 1837–1838) в Париже у известного танцовщика Альбера (настоящие имя и фамилия Франсуа Декомб). Как танцовщик дебютировал в 1835 в Мюнхене, затем работал в Брюсселе (с 1838), гастролировал по всем крупным городам Европы, имеющим значительные балетные труппы (города Италии, Вена, Лондон и др.). Танцевал вместе со своей женой Фанни Черрито в балетах Ж.Перро (Эсмеральда и Ундина – оба на музыку Ц.Пуни), а также в собственных постановках: балетах Маркитантка (музыка Ц.Пуни, 1844), Мраморная красавица (музыка его же, 1847), Скрипка дьявола (музыка его же, 1849) и др. В 1850-х годах вел класс артистов в Парижской опере. В 1859–1869 Сен-Леон возглавлял Петербургский балет, не порывая, однако, с Парижем. В России (Петербурге и Москве) поставил ряд спектаклей, в числе которых Сальтарелло (где он использовал собственную музыку, 1859), Сирота Теролинда, или Дух долины (музыка Пуни), Фиаметта, или Торжество любви (в Москве шел под названием Пламя любви, или Саламандра, музыка Л.Ф.Минкуса, 1863) и др. Наиболее значительным спектаклем, созданным Сен-Леоном в России, был Конек-горбунок (музыка Пуни, 1864). Несмотря на то, что Сен-Леон многое изменил в сказке П.П.Ершова, заменив русского царя ханом, а также введя «верноподданическую» сцену, где все народы славили превратившегося в царя Иванушку (что вызвало нарекания прогрессивной критики), балет имел немало достоинств, прежде всего танцевальное богатство, а также те возможности, которые его образы открывали актерам, не только классическим (Царь-девица, танцовщики в фантастических сценах на дне морском и на острове русалок), но особенно характерным (народные танцы) и мимистам (роли Иванушки, Хана и др.). Не случайно спектакль многократно возобновлялся и держался в репертуаре петербургского (позднее ленинградского) театра и московского Большого театра с 1860-х до 1930-х годов, шел во многих других театрах страны. Значительно менее удачным был другой русский балет Сен-Леона – Золотая рыбка на сюжет сказки А.С.Пушкина (музыка Минкуса, 1867).

    Балеты Сен-Леона, где нередко внешние феерические эффекты выступали на первый план за счет содержательных мотивов, знаменовали упадок романтического балета, расцвет которого пришелся на предшествующие 1830–1850-е годы. В то же время они содержали богатые хореографические находки, обогатившие лексику балетного танца, способствовали развитию его техники. Тем самым они готовили наступление новой эпохи – господства «большого балета» Мариуса Петипа, по-своему не менее значительного и принесшего России мировое признание.

    В 1869 Сен-Леон покинул Россию. В Париже поставил свой последний балет Коппелию (музыка Л.Делиба, 1870), вероятно, лучший из созданных им. Умер Сен-Леон в Париже 2 сентября 1870.

    См. также БАЛЕТ.

     Courtesy of the Michigan State University Department of Theatre     АРТЮР СЕН-ЛЕОН

    Литература