Содержание статьи
    Также по теме

    ШЕБУЕВ, ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

    ШЕБУЕВ, ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (наст. фамилия Гублер) (1891–1974), русский актер. Народный артист РСФСР (1957). Лауреат Государственной премии СССР (1949). Родился 21 февраля (5 марта) 1891 в Самаре. В раннем возрасте увлекся театром, первые опыты связаны с гимназическими годами. Окончил юридический факультет Казанского университета (1913). В студенческие годы много играл в студенческих и профессиональных спектаклях у различных антрепренеров. Начинал под псевдонимом Хрусталев. Придя в Самарский городской театр (сезон 1914–1915), выбрал псевдоним Шебуев. Больших ролей в первый сезон не играл, на лето был приглашен в Пензу, где сыграл Кочкарева (Женитьба Н.В.Гоголя), Яшу (Вишневый сад А.П.Чехова), Миловзорова (Без вины виноватые) и Васю (Таланты и поклонники А.Н.Островского), Шаафа (Месяц в деревне И.С.Тургенева), принца Уэльского (Кин А.Дюма), Загорецкого (Горе от ума А.С.Грибоедова). Работал в Пензе под руководством режиссера и актера Н.И.Собольщикова-Самарина, у которого, по собственному признанию, перенял основы мастерства. Позже играл в Казани, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Перми, в других городах. Прославился участием в миниатюрах вместе с Б.Гориным-Горяиновым, М.Бориным, Б.Борисовым, приглашался для участия в опереттах, часто использовал вокал в драматических ролях. В 1916 играл в Одессе (в антрепризе Собольщикова-Самарина), по инициативе антрепренера выступал и как профессиональный эстрадный певец. Там же под руководством Собольщикова начал ставить спектакли (миниатюры, музыкальные инсценировки). Сезон 1916–1917 провел в Екатеринбурге, где сыграл роли, утвердившие за ним репутацию видного провинциального актера: князь Дарбельяни (Ревность М.Арцыбашева), князь Тибо-де-Кляр (Израиль Бернштейна), Чацкий (Горе от ума Грибоедова).

    До революции кочевал по антрепризам многих сибирских городов, играя в основном ведущие роли в репертуаре. Сезон 1917–1918 провел в Томске, играл Хлестакова (Ревизор Гоголя), Барона (На дне М.Горького), Валера (Тартюф Мольера) в режисуре известного в провинции актера Н.П.Беляева и режиссера А.Э.Рошковского. В 1920 получил приглашение в «Передвижной театр классической комедии ПУРа Реввоенсовета Республики» и вернулся в Самару. С 1920 по 1923 работал главным режиссером (по собственному признанию, «режиссером-копиистом») и артистом театра, поставил Потоп Г.Бергера, Войну женщин Э.Скриба, Шута на троне Лотара, выступал в концертах в качестве чтеца-мелодекламатора и певца, участвовал в спектаклях оперетты и даже оперы. За три сезона работы в Самаре из сильного артиста Шебуев превратился в режиссера и театрального деятеля. В эти годы Шебуев с успехом сыграл царя Федора (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого), князя Мышкина (Идиот по Ф.М.Достоевскому»), Параклета (Самое главное Н.Евреинова), Хлестакова (Ревизор Гоголя).

    В 1923 успех театра и самого Шебуева пошел на убыль, артист покинул Самару. Следующие 12 лет были для него периодом кочевья по российским городам: Уфа, Воронеж (здесь он сыграл роль, о которой мечтал на протяжении нескольких лет, – Тот в пьесе Л.Андреева Тот, кто получает пощечины), Сызрань, Одесса, Николаев, Севастополь, Пенза, Иваново. В 1935 вернулся в Самару (Куйбышев) и до конца жизни работал в Театре им. М.Горького. В Куйбышеве актер перешел на возрастные роли: Репетилов и Фамусов (Горе от ума), Бен-Акиб (Уриэль Акоста К.Гуцкова), Миллер (Коварство и любовь Фр.Шиллера), Протасов (Дети солнца) и Цыганов (Варвары Горького), Гайдар (Фронт А.Корнейчука), Фаюнин (Нашествие Л.Леонова), Мэрфи (Русский вопрос) и академик Воронцов (Так и будет К.Симонова). Среди крупнейших работ артиста в 1950–1960-е годы – адмирал Миничев (Океан А.Штейна) и князь К. (Дядюшкин сон по Достоевскому).

    Умер Шебуев в Куйбышеве 14 декабря 1974.

    Литература

    Шебуев Г. Актерское счастье. Воспоминания. Куйбышев, 1964