Содержание статьи
    Также по теме

    ШЕПАРД, СЭМ

    ШЕПАРД, СЭМ (Shepard, Sam) (р. 1943), американский драматург, актер и режиссер. Сэмюэль Шепард Роджерс младший родился 5 ноября 1943 в Форт-Шеридане (шт. Иллинойс). Сын профессионального военного, детство провел на военных базах и в постоянных разъездах, позже семья поселилась на ранчо в Дуарте (шт. Калифорния). Проучившись год в колледже, Шепард бросил учебу, присоединившись к труппе бродячих актеров. В 1963 Шепард перебрался в Нью-Йорк. Написал несколько одноактных пьес, среди них – Ковбои и Сад на камнях, поставленные в 1964. Остальные в сезон 1965/1966 шли на сцене экспериментального театра-клуба «Ла Мама», а также в рамках проекта новой драматургии Черри Лейн. Среди них – Кресло-качалка, Чикаго, Мать Икара и Красный крест.

    Первой «полнометражной» пьесой Шепарда стала La Turista (1967). В названии пародийно обыгрывается испанское слово, одновременно обозначающее «турист» и «диарея»: недомогание, распространенное среди американцев, путешествующих по Мексике. Написанная не без влияния Беккета, пьеса состоит из двух актов, причем второй фактически является повторением первого. La Turista принесла Шепарду первую в его жизни премию Оуби за лучшую пьесу сезона.

    За ней последовали Невидимая рука (1969) и Операция удар сбоку (1970). В 1971–1974 Шепард жил в Англии. В числе поставленных в этот период пьес одной из самых сильных считается Зуб преступления (1972). По возвращении домой в Калифорнию оказалось, что Шепард значительно расширил круг тем и усложнил свою драматургическую технику. В пьесе Голова убийцы (1975) рассказывается о ковбое, оказавшемся на электрическом стуле, в Городе ангелов (1976) – о голливудских страшилках, а в Самоубийстве в квартире Б (1976) – о давлении на художника, способном довести его до самоубийства. В центре пьесы Проклятие голодающего класса (1976) предательство земли, некогда плодородной, теперь – высохшей, бесплодной. В пьесе Погребенный ребенок (1978), за которую Шепарду была присуждена Пулитцеровская премия 1979 в области драматургии, инцест, жестокость, убийство заглушают красоту и творческий дух. Настоящий Запад (1980) – история двух враждующих братьев. Шепардом также написаны пьесы Дурак в любви (1983), Уловка разума (1985), Шоковые состояния (1991) и Симпатяга (1994).

    В паузах между написанием и постановкой собственных пьес Шепард успел сделать карьеру киноактера, снявшись в фильмах Небесные дни (1978), Воскресение из мертвых (1980), Человек в лохмотьях (1981), Френсис (1982), Настоящее дело (1983, номинирован на Оскара за роль второго плана), Деревня (1986), Детский бум (1987), Стальные магнолии (1989), Пятно от горячего (1990), Беззащитный (1991), Путешественник (1991), Громовое сердце (1992), Громоподобное сердце (1993) и Безопасный проход (1994).

    Шепард также автор сценариев таких фильмов, как Забриски пойнт (1970), снятый знаменитым итальянским режиссером М.Антониони, Париж Техас (1984) и Дурак в любви (1985), где он исполняет одну из главных ролей.

    Шепард выпустил также два сборника рассказов – Хроники мотеля (1982) и Перемещающийся рай (1996).

    Литература