Содержание статьи
    Также по теме

    СИНЕЛЬНИКОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

    СИНЕЛЬНИКОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1855–1939), русский актер, режиссер, антрепренер, педагог. Народный артист РСФСР (1934). Родился в Харькове 12 февраля 1855 в семье учителя. Театральную деятельность начал в 1873 в хоре харьковского театра Н.Н.Дюкова, 4 января 1874 исполнил первую драматическую роль – лакея Мишки в водевиле Ленского Простушка и воспитанная. Сезон 1876–1877 провел в театре Житомира (антреприза Андреева-Биязи), где впервые играл Пикилло (Птички певчие Ж.Оффенбаха) – впоследствии сыграл эту роль более 200 раз в различных городах. Имел незаурядное музыкальное дарование, мягкий красивый тенор, в его репертуаре было до 40 ролей в оперетках (выступал в них до 1888), в том числе Питу (Дочь мадам Анго Ш.Лекока); Парис (Прекрасная Елена Ж.Оффенбаха). В театре города Николаева в сезон 1877–1878 занял амплуа премьера в оперетте и молодого комика в драме. Провел два сезона в Ставрополе (1878–1880), сезон во Владикавказе (1880–1881), состоял в труппе антрепризы под руководством П.М.Медведева в Казани (1881–1884), где с 1882 начал режиссерскую работу (Дикарка А.Н.Островского и Н.Я.Соловьева), затем в Ростове-на-Дону (1884–1885). Драматические роли 1870–1880-х годов: Молчалин (Горе от ума А.С.Грибоедова); Лаэрт (Гамлет У.Шекспира); Вово (Плоды просвещения Л.Н.Толстого).

    Начиная с 1880 Синельников постепенно отходит от актерской работы, большую часть времени уделяя режиссуре и организации театрального дела. В 1886 вместе с М.М.Бородаем организовывает актерское товарищество (Воронеж, затем Харьков); в 1889–1891 работает в Москве в частных театрах Е.Н.Горевой и М.М.Абрамовой; в 1891–1894 возглавляет товарищество на паях в Новочеркасске, где под его руководством впервые выступила на профессиональной сцене В.Ф.Комиссаржевская, чей дебют состоялся 19 сентября 1893 в роли Альмы (Честь Г.Зудермана). Постановки Синельниковым Горя от ума Грибоедова, Плодов просвещения Л.Н.Толстого (впервые в провинции) выделялись на фоне обычных спектаклей провинциального театра крепким ансамблем и ярким воплощением образов.

    Синельников привлекал в свою труппу талантливых артистов, стремился к стабильности коллектива, старался создать творческую атмосферу на репетициях, регулярно давал бесплатные представления для учащихся и понедельничные спектакли по общедоступным ценам; ввел ряд революционных для провинциального театра новшеств: удлинил репетиционные сроки, отменил музыкальные антракты, упорядочил рекламу, стал перечислять актеров на афише по алфавиту, а не по рангу, разнообразил и наполнял смыслом мизансцену: «Я поставил себе задачу уничтожить непременное топтание действующих лиц на переднем плане у суфлерской будки».

    В Ростове-на-Дону (1894–1900) Синельников продолжает проводить в жизнь свои реформаторские принципы. Здесь идут Макбет, Отелло, Гамлет Шекспира, Марион Делорм В.Гюго (впервые в провинции была использована объемная декорация), начинается сценическая история пьесы Дядя Ваня А.П.Чехова. Прекрасно задуманная, с блеском и успехом осуществленная, антреприза в Новочеркасске и Ростове-на-Дону все же оказалась материально несостоятельной. Чтобы рассчитаться, Синельников вынужден был подписать десятилетний контракт (1900–1909) с Ф.А.Коршем, взявшись руководить художественной стороной его московского театра, и из захудалого («В Богословский переулок никто плюнуть не заходит», – признавался сам Корш) превратил его на десятилетие в один их самых популярных театров Москвы. Синельников приводит в труппу Коршевского театра Л.М.Леонидова, А.А.Остужева, М.М.Блюменталь-Тамарину, Н.М.Радина и др., ставит здесь спектакли Сирано де Бержерак Э.Ростана (1900), Буря Шекспира (1901), Дети Ванюшина С.А.Найденова (1901), Каменотесы Зудермана (1905), Лес А.Н.Островского, Коварство и любовь Фр.Шиллера, Веер леди Уиндермир О.Уайлда, Пробуждение весны Ф.Ведекинда (все 1907) и др.

    После окончания контракта, отвергнув предложение А.И.Южина перейти на службу в Малый театр и В.А.Теляковского – в Александринский, Синельников возвращается в Харьков, где намеревается возглавить антрепризу. Пока ремонтируется здание харьковского театра, Синельников ставит в одесской антрепризе М.Ф.Багрова спектакли Союз молодежи, Дикая утка, Гедда Габлер Х.Ибсена, Цезарь и Клеопатра Б.Шоу, Снегурочка А.Н.Островского (оформлен по эскизам В.М.Васнецова, с музыкой П.И.Чайковского). За десять лет работы у Корша Синельников создал вокруг себя команду высококвалифицированного технического персонала, большая часть которого перебирается вместе с ним в Харьков. Харьковский театр под руководством Синельникова быстро становится одним из центров театральной провинции, в его труппе играют С.Л.Кузнецов, М.М.Тарханов, И.Н.Певцов, Е.И.Тиме, Е.А.Полевицкая, А.Э.Блюменталь-Тамарин, Е.М.Шатрова. В репертуаре пьесы Шекспира, П.Бомарше, Шиллера, Ибсена, Г.Гауптмана, Н.В.Гоголя, Островского; не избегал Синельников и влияния моды, ставил М.П.Арцыбашева, Л.Н.Урванцова, С.Пшибышевского.

    Синельников руководит Харьковским театром до 1925, когда труппа была расформирована; после этого работает в Ростове-на-Дону, Владикавказе, Саратове. С 1933 – режиссер Харьковского русского драматического театра. Постановки: Горе от ума Грибоедова (1934), Таланты и поклонники (1935) и Без вины виноватые (1936) Островского, На дне М.Горького (1937).

    Умер Синельников в Харькове 19 апреля 1939.

    Литература

    Синельников Н.Н. 60 лет на сцене. 1874–1934. Записки. Харьков, 1935
    Слонова Н. Николай Николаевич Синельников. М., 1956