Содержание статьи
    Также по теме

    СКОТТ, РИДЛИ

    СКОТТ, РИДЛИ (Scott, Ridley) (р. 1937), англо-американский кинорежиссер.

    РИДЛИ СКОТТ НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА ВЫСАДКА. © DeA Picture Library

    Родился 30 ноября 1937 в Южном Шилдсе, Великобритания. Учился в колледже искусств в Хартпулле и в Королевском колледже искусств в Лондоне. Работал декоратором на телестудии BBC, затем – постановщиком телесериалов и рекламных роликов.

    Первый же полнометражный кинофильм Скотта Дуэлянты (1977, по роману Джозефа Ф.Конрада) обратил внимание критики, был показан на кинофестивале в Канне и получил приз за лучший дебют. Историческая драма, действие которой происходило во время Наполеоновских войн, по богатству визуального ряда выдерживает сравнение с Барри Линдоном Стенли Кубрика. От молодого режиссера ждут чего-нибудь подобного. И ошибаются.

    В 1979 хитом мирового кинопроката стала вторая киноработа Чужой. Картина поставлена в только набирающем (после Звездных войн Джорджа Лукаса, Близких контактов третьей степени Стивена Спилберга и Супермена Ричарда Доннера) популярность жанре фантастики. Точнее сказать, фантастические киноленты снимали с самого возникновения кинематографа (например, Полет на Луну Жака Мельеса), но до выхода в 1977 Звездных войн жанр считался второсортным и не очень прибыльным. Серьезные проекты, такие, как Метрополис Фрица Ланга (1928) и 2001: Космическая Одиссея Стенли Кубрика (1968) в расчет не берутся, они значительно опередили свое время. В Чужом Скотт использовал мотивы дешевых фильмов класса «Б», снимавшихся в США в 1950–1960-е, но придал им крепкую драматическую основу и облек в роскошную визуальную форму. Сюжет фильма разворачивается в 21 в. на космическом корабле, совершающем посадку на далекой планете. Там астронавты обнаруживают заброшенный корабль пришельцев и целую кладку огромных яиц. «Вылупившийся» из такого яйца паразит присасывается к лицу одного из землян. Что в результате приводит к одной из самых шоковых сцен в истории кино – во время обеда в кают-компании корабля из живота бедняги вылезает жуткая тварь, которая затем вырастает до солидных размеров и начинает охотиться за астронавтами. В фильме необходимо выделить три основных достоинства, как раз и сделавших его суперхитом и классикой жанра. Первое: потрясающе созданная режиссером атмосфера клаустрофобии, подчеркнутая мастерским нагнетанием саспенса и уникальными декорациями. И второе достоинство – предельно реалистичные характеры персонажей. Даже у Стенли Кубрика в Космической Одиссее герои – не более чем типажи, второстепенные к визуальному и смысловому ряду фильма. У Лукаса в Звездных войнах и Доннера в Супермене герои – обобщенные образы из комиксов и жанровых кинолент. В Чужом это живые люди, которые разговаривают, ведут себя и реагируют на опасность как живые люди. Немалую роль в этом сыграл превосходный актерский ансамбль – Том Скерритт, Джон Херт, Гарри Дин Стэнтон, Йен Холм. И даже на фоне этих отличных актеров выделяется Сигурни Уивер, для которой эта роль стала билетом в звездный цех Голливуда. Ее Рипли – первая полноценная экшн-героиня в кинематографе, которая умнее и сильнее духом, чем мужчины. Это и есть третье основное достоинство фильма. Чужой получил «Оскар» за новаторские по тем временам визуальные эффекты и номинацию за работу художника.

    После столь грандиозного успеха режиссер взялся за сложнейший, невероятно амбициозный проект. Сюжет Бегущего по лезвию бритвы основан на рассказе американского фантаста Филипа У.Дика Может ли присниться роботу электрический козленок?, его действие происходит на Земле в 2019. На планету то и дело прорываются репликанты – роботы, подобия людей, созданные для колонизации других планет. Вследствие какой-то причины они вышли из под контроля человека. Специальные подразделения «бегущих по лезвию бритвы» выявляют и уничтожают репликантов. Но в чем же причина бунта машин? Киностудия «Уорнер Брос», полностью доверяя Скотту, предоставила ему бюджет в 30 млн. долл. и звезду Харрисона Форда на главную роль «бегущего по лезвию бритвы» Декара, ожидая соответственно развлекательный блокбастер. В результате они получили фильм такой визуальной мощи, такой философской глубины, что о некоторых перипетиях сюжета и смысловых и моральных темах до сих пор продолжают размышлять историки кино и фантастики. Визуальный ряд Бегущего превзойти не удалось другим картинам кинофантастики, даже при использовании самых современных визуальных эффектов. Завораживающие виды мегаполиса будущего, с огромными рекламами и летающими машинами, выполненные под неземную музыку Вангелиса, вызывают восхищение и спустя два десятилетия после выхода фильма на экраны. Тематически же Скотту удалось скрестить фантастику с жанром «черного фильма» – популярных в 1940–1950-е детективов, в большинстве которых действовал частный сыщик. Декар в Бегущем – прямой наследник этих сыщиков – разочарованный, циничный, но вместе с тем благородный герой. Главные темы фильма – ответственность человека перед его созданиями, их бунт против создателя и вообще, кто человек – тот, кто появился из чрева матери или тот, кто живет, как и положено человеку, исходя из моральных ценностей или христианских заповедей. Визуальный дар Скотта безупречно поддерживают великолепные актерские работы Харрисона Форда и голландца Рутгера Хауера в роли вожака репликантов. К сожалению, фильм такой сложности не был принят публикой во время выхода на экраны – Бегущий по лезвию бритвы собрал всего 27 млн. долл., хотя и был выдвинут на «Оскар» за визуальные эффекты и работу художника.

    В его следующей работе, сказке Легенда, роскошный визуальный стиль полностью довлеет над содержанием. История о противостоянии Добра и Зла в вековечном сказочном лесу завораживающе красива, но чрезвычайно слаба сюжетно и, соответственно, неувлекательна для массового зрителя. Еще меньше собрал романтический детектив Тот, кто меня бережет (1987), с Томом Беренджером в главной роли. Впервые после Чужого зрительской популярностью фильм Ридли Скотта пользуется в 1989 – это боевик Черный дождь, в котором герои актеров Майкла Дугласа и Энди Гарсиа, полицейские, везут из США в Японию жестокого якудза. Большой резонанс в обществе вызывает Тельма и Луиза (1991), история о двух подругах, отправившихся за город на уикенд. Одна из них подвергается попытке изнасилования. Убившие насильника подруги бегут от полиции. Несмотря на хорошую игру Сюзан Сарандон и Джины Дэвис в главных ролях, сам фильм, получивший «Оскар» за оригинальный сценарий (сам Скотт выдвигался за режиссуру), довольно примитивно рассматривающий проблему женской эмансипации, был чересчур переоценен. В 1992, к 500-летию открытия Америки, в Голливуде реализуются сразу два крупнобюджетных проекта. Первый – Христофор Колумб, режиссера Джорджа Пана Косматоса. Второй – 1492: Завоевание рая, Ридли Скотта. Оба фильма провалились в кинопрокате. Но если фильм Косматоса был просто поделкой, то 1492 можно назвать величественной неудачей. Откровенно слабый сценарий и чрезмерная затянутость и монотонность кинокартины губят ее как целостное произведение. Но эмоционально впечатляющие сцены аутодафе и высадки на американский берег, хорошая работа Жерара Депардье в роли Колумба и замечательная музыка Вангелиса не дают признать фильм и полным провалом. Каковым безоговорочно необходимо назвать следующий фильм режиссера – скучную и драматически нелепую морскую драму Белый шквал (1996). Не вызвал восторгов критиков и не оправдал надежд прокатчиков и Солдат Джейн (1998), в котором Деми Мур играла женщину-новобранца морской пехоты. Карьера Скотта была под серьезной угрозой, когда Спилберг предложил ему постановку Гладиатора.