Содержание статьи
    Также по теме

    СЛОНОВ, ИВАН АРТЕМЬЕВИЧ

    СЛОНОВ, ИВАН АРТЕМЬЕВИЧ (1882–1945), русский актер, режиссер, педагог и общественный деятель. Родился 22 мая (3 июня) 1882 в семье служащего Александровской железной дороги. Окончил московское Строгановское художественно-промышленное училище. Не прерывая учебы в Строгановском, учился в музыкально-драматическом училище, называемом Филармонией. Не окончив его, дебютировал в роли Жадова в спектакле Русского театрального общества и был приглашен в Витебский театр, где играл роли «молодых людей с тросточками». П.И.Орленев, находясь в этом городе на гастролях, обратил внимание на молодого актера и доверил ему роли Алеши (Братья Карамазовы) и Шаховского (Царь Федор Иоаннович), а потом рекомендовал его в Петербург в театр В.Ф.Комиссаржевской. Там Слонов дебютировал в роли Зимина (Дачники), затем играл роли Власа (Дачники), Карандышева (Бесприданница), Малькова (Дикарка), Макса (Бой бабочек Зудермана). Исполнение этих ролей отличалось эмоциональной силой, ярким темпераментом. Весной и летом 1905 на гастролях в волжских городах Слонов был партнером Комиссаржевской в пьесах Дикарка, Бесприданница и Бой бабочек. В 1906, вследствие разногласий Комиссаржевской и Мейерхольда, ушел из театра и вместе с женой Е.Козляниновой и новорожденной дочерью уехал в Омск. На сцене Омского театра Слонов создал яркие, необычные образы Васьки Пепла (На дне) и Рогожина (Идиот по Достоевскому). После смерти жены, отослав маленькую дочь в Петербург, уехал в Иркутск. Местную публику и критику Слонов завоевал исполнением Сережи в Юной буре. В конце сезона 1906/1907 Слонов пробует себя в режиссуре, ставит Бой бабочек, взяв за основу спектакль театра Комиссаржевской. Работал в театрах Екатеринодара (ныне Краснодар), Новочеркасска. На профессиональной сцене приобрел опыт, не утратив искренности, непосредственности исполнения. С 1910 – ведущий актер театров Одессы и Киева. Лучшие роли этого периода: Чацкий, Незнамов, Карандышев, Мелузов, Васька Пепел, Нил. Особенно восторженно одесская публика принимала Слонова-Фердинанда (Коварство и любовь Ф.Шиллера). Протасов (Живой труп Л.Толстого) – этапная роль Слонова. Сердца зрителей влекла к Протасову-Слонову его духовная стойкость, чистота, совесть, не знающая компромисса. В эти годы определилась творческая индивидуальность Слонова, мастерски сочетавшего силу чувств с тонким психологическим анализом. Внешний рисунок его ролей был строг, четок и выразителен. В сезоне 1913/1914 Слонов работал в Казани. Центральное место в сезоне заняла поставленная В.В.Образцовым драма Царь Федор Иоаннович со Слоновым в главной роли. В 1915 Слонов впервые приехал в Саратов. Из новых работ наиболее удачен был Желтков (Гранатовый браслет Куприна). Но самой значительной работой актера в сезон 1915/1916 считается Тот (Тот, кто получает пощечины Л.Андреева).

    После революции 1917 Слонов окончательно связывает свое творчество с Саратовским театром, на развитие которого он оказал значительное влияние. В 1918 Саратовский театр согласовал репертуар с университетской программой по русской классической литературе, по истории (пьесы Гроза, Сердце не камень, Маскарад, Обрыв и др.). Сделано это было по предложению И.А.Слонова. В период с 1917 по 1922 в театре драмы усилилась режиссура – там работали Е.О.Любимов-Ланской, А.И.Канин, товарищи Слонова в творческой жизни прошедших лет. В это же время Слонов создает ряд исторических портретов – династию Романовых (Петр III Петр III и Екатерина II Лернера, 1922; Александр I Александр I Мережковского, 1923; Николай I Николай I Лернера, 1925). Создал на этой сцене яркие образы новой драматургии: Хомутов, Годун, Кошкин, Швандя. Создал ряд точных, артистически выполненных зарисовок исторических лиц: Пушкина, Брусилова, Чапаева. Начиная с 1930 Саратовский театр вошел в пору своего расцвета – по настоянию Слонова режиссером был назначен Л.Ф.Лазарев, приглашены артисты С.М.Муратов, А.П.Хованский, Е.И.Куприянова и др. В это время Слонов играет главные роли в пьесах: Сысоев (Первая Конная Вс.Вишневского, Шкиндер (Светите, звезды И.Микитенко) и др. С 1935 Слонов был назначен режиссером Саратовского театра. Им были поставлены: Аристократы Погодина (1935), Лес (1935), Живой труп (1936). С этими постановками Саратовский театр отправился на гастроли в Москву, где завоевал признание столичной публики. Слонов как руководитель театра работал над созданием единого исполнительского стиля в коллективе. По этому вопросу им написана статья Мысли о работе театра (1936). Занимался преподавательской деятельностью в Саратовском театральном техникуме, которому присвоили имя артиста. О выпускном спектакле курса 1938 Дети Ванюшина Найденова говорили, что он должен быть сохранен в полном составе. В период с 1939 по 1945 Слонов создал ряд крупных работ: Яков Бардин (Враги), Черкун (Варвары), Кутузов (Фельдмаршал Кутузов Соловьева), Иван Глоба (Русские люди Симонова) и др. Спектаклем Брусилов Слонов простился со сценой. Умер Слонов в Саратове 19 сентября 1945.

    Литература

    Слонова Н. И.А.Слонов. Записки о жизни и творчестве. М., 1950
    Явчуновский Я. Народный артист И.Слонов. Саратов, 1961