Содержание статьи
    Также по теме

    СМЫШЛЯЕВ, ВАЛЕНТИН СЕРГЕЕВИЧ

    СМЫШЛЯЕВ, ВАЛЕНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1891–1936), русский актер, режиссер, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1935). Родился 14 марта 1891. В 1912–1917 учился на юридическом факультете Московского университета. Одновременно был сотрудником Московского Художественного театра с 1913. Роли: Слепой старик (Моцарт и Сальери А.С.Пушкина, 1915), Алешка (На дне М.Горького).

    Один из основателей 1-й Студии МХТ, где работал в 1915–1924. Среди ролей Смышляева в студии – Чарли (Потоп Г.Бергера, 1915), сэр Эндрю (Двенадцатая ночь У.Шекспира, 1917), во МХАТ 2-м – Рогачев (Чудак А.Н.Афиногенова, 1929). «Заострение быта дает игра В.С.Смышляева. Единую характерную черту он выделяет над всеми остальными. Негритенок Потопа и сэр Эгьючик Двенадцатой ночи свидетельствуют о методе его игры. «Остранение» образа связывается с лукавой насмешкой над ним» (П.Марков).

    Смышляев поставил в 1-й Студии Укрощение строптивой Шекспира (1923), в МХАТ 2-м Гамлета Шекспира (совместно с В.Н.Татариновым и А.И.Чебаном, 1924), Орестею Эсхила (1926, реж. Б.М.Афонин, В.А.Громов), Взятие Бастилии Р.Роллана (1927, реж.В.В.Готовцев), Митькино царство К.А.Липскерова (1928, совместно с С.Г.Бирман), Нашествие Наполеона А.В.Луначарского и А.И.Дейча по пьесе В.Газенклевера (1931, реж. Чебан)

    Актерскую и режиссерскую работу Смышляев совмещал с организаторской, общественной и педагогической деятельностью. В 1919 руководил фронтовыми бригадами, где осуществил постановки пьес А.С.Серафимовича Красная правда и Марианна. Был организатором и руководителем Театрального отдела Московского Полеткульта, заведующим художественной частью Центральной арены Пролеткульта, заведующим секцией массовых представлений ТЕО Наркомпроса. Когда 30 августа 1919 К.С.Станиславский и И.М.Москвин были арестованы по постановлению московского ЧК, Смышляев как член Пролеткульта активно содействовал их скорейшему освобождению.

    В 1921 совместно с С.М.Эйзенштейном поставил спектакль Мексиканец по Дж.Лондону на Центральной арене Пролеткульта; народное представление Царь Максимилиан (1924) на арене Второго Московского государственного цирка; в 1929 – Бруски Ф.Панферова и В.Плетнева на сцене Первого рабочего театра Пролеткульта. «Смышляев, Эйзенштейн, Мейерхольд, Радлов, Фореггер и другие доказывают, каждый по-своему, полезность цирка и кабаре в театре, они фанатически выполняют одну и ту же историческую задачу: «ожизнение» театра» (П.Марков).

    Основатель, педагог и режиссер Белорусской театральной студии в Москве (1922–1926). В Белорусском государственном театре им был поставлен Царь Максимилиан (1927), во Втором Белорусском театре в Витебске – Сон в летнюю ночь Шекспира (1927). В 1925–1927 работал педагогом и режиссером Еврейской театральной студии «Культур-лига» в Москве. В 1931 поставил пьесу А.Е.Корнейчука Штурм на сцене Украинского театра в Москве. В 1931–1933 художественный руководитель и режиссер театра «Семперанте». Постановки: Цвет радости Ю.В.Болотова (1932) и Особое мнение О.М.Брика и О.Л.Леонидова (1933). В 1933–1936 художественный руководитель и режиссер Московского драматического театра, где осуществил постановки спектаклей Евгений Базаров по И.Тургеневу (1933), Красное и черное по Стендалю (1934), Скупой Мольера (1935), Шестеро любимых А.Н.Арбузова (1935), Далекое А.Н.Афиногенова (1936).

    На базе Оперно-симфонического коллектива оперного класса Московской консерватории поставил оперные спектакли Каменный гость А.С.Даргомыжского (1926), Кащей бессмертный Н.А.Римского-Корсакова (1927), Черевички П.И.Чайковского (1928), Русалка Даргомыжского (1931).

    Преподавал в Государственном институте театрального искусства. В 1936 был приглашен в Малый театр.

    Умер Смышляев в Москве 3 октября 1936.

    Литература

    Нефед В. Становление Белорусского советского театра. Минск, 1965
    Капитайкин Э. Режиссура МХТ-2. – В сб.: Театр и драматургия, вып. 4. Л., 1974
    Смышляев В.С. Печально и нехорошо в нашем театре. (Дневники). М., 1996