Также по теме

СОФОКЛ

СОФОКЛ (ок. 496–406 до н.э.), афинский драматург, считающийся наряду с Эсхилом и Еврипидом одним из трех величайших трагических поэтов классической древности. Софокл родился в деревне Колон (место действия его последней драмы), находившейся примерно в 2,5 км к северу от Акрополя. Его отец, Софилл, был состоятельным человеком. Софокл обучался музыке у Лампра, выдающегося представителя старшей школы, а кроме того, брал призы на атлетических состязаниях. В молодости Софокл отличался необычайной красотой, вероятно, поэтому ему поручили возглавить хор юношей, певших благодарственные гимны богам после победы над персами при Саламине (480 до н.э.). Двенадцатью годами позже (468 до н.э.) Софокл впервые принял участие в театральных празднествах и выиграл первый приз, превзойдя своего великого предшественника Эсхила. Состязание двух поэтов вызвало в публике живейший интерес. С этого момента и до самой смерти Софокл оставался наиболее популярным из афинских драматургов: более 20 раз он оказывался в состязании первым, много раз вторым и никогда не занимал третьего места (участников было всегда по три). Не было ему равных и по объему написанного: сообщается, что Софоклу принадлежало 123 драмы. Софокл пользовался успехом не только как драматург, он и вообще был популярной личностью в Афинах. Софокл, как и все афиняне в 5 в., активно участвовал в общественной жизни. Возможно, он состоял членом игравшей важную роль коллегии казначеев Афинского союза в 443–442 до н.э., и совершенно точно известно, что Софокл был избран одним из десяти стратегов, командовавших карательной экспедицией против Самоса в 440 до н.э. Возможно, еще дважды Софокла избирали стратегом. Уже в весьма преклонном возрасте, когда Афины проходили через эпоху поражения и отчаяния, Софокла избрали одним из десяти «пробулов» (греч. «советник»), которым были вверены судьбы Афин после катастрофы, постигшей экспедицию на Сицилию (413 до н.э.). Таким образом, успехи Софокла на государственном поприще не уступают его поэтическим достижениям, что вполне характерно как для Афин 5 в., так и для самого Софокла.

 IGDA/G. Dagli Orti     СОФОКЛ

Софокл славился не только своей преданностью Афинам, но и благочестием. Сообщается, что он основал святилище Геракла и был жрецом одного из второстепенных божеств-целителей, Халона или Алкона, связанного с культом Асклепия, и что он принимал в собственном доме бога Асклепия до тех пор, пока не был завершен его храм в Афинах. (Культ Асклепия утверждается в Афинах в 420 до н.э.; божеством, которое принимал у себя Софокл, почти наверняка был священный змей.) После смерти Софокл был обожествлен под именем «героя Дексиона» (это имя, произведенное от корня «декс-», по-греч. «принимать», возможно, напоминает о том, как он «принимал» Асклепия).

Широко известен анекдот о том, как Софокла вызвал в суд его сын Иофон, который желал доказать, что престарелый отец уже не в состоянии управлять имуществом семьи. И тогда Софокл убедил судей в своей умственной полноценности, продекламировав оду в честь Афин из Эдипа в Колоне. Эта история, безусловно вымышленная, поскольку сообщения современников подтверждают, что последние годы Софокла прошли столь же безмятежно, как и начало его жизни, и он до конца сохранил наилучшие отношения с Иофоном. Последнее, что нам известно о Софокле, – это его поступок при получении известия о смерти Эврипида (весной 406 до н.э.). Тогда Софокл одел участников хора в траур и вывел их на «проагон» (своего рода генеральная репетиция перед состязанием трагиков) без праздничных венков. В январе 405 до н.э., когда была поставлена комедия Аристофана Лягушки, Софокла уже не было в живых.

Современники усматривали в его жизни сплошную череду удач. «Блаженный Софокл, – восклицает комедиограф Фриних в Музах (поставленных в январе 405 до н.э.). – Он умер, прожив долгую жизнь, он был счастлив, умен, сочинил множество прекрасных трагедий и скончался благополучно, не изведав никаких бед».

Дошедшие до нас семь трагедий, по общему мнению, относятся к позднему периоду творчества Софокла. (Кроме того, в 1912 был опубликован папирус, сохранивший более 300 полных строк из потешной сатировской драмы Следопыты.) На основании античных источников надежно установлены даты постановки трагедий Филоктет (409 до н.э.), Эдип в Колоне (посмертная постановка 401 до н.э.) и Антигона (за год или два до 440 до н.э.). Трагедию Царь Эдип обычно относят к 429 до н.э., поскольку упоминание о море может быть связано с аналогичным бедствием в Афинах. Трагедию Аякс по стилистическим признакам следует отнести к более раннему периоду, чем Антигона, относительно двух оставшихся пьес филологи не пришли к единому мнению, хотя большинство предполагает достаточно раннюю дату для трагедии Трахинянки (до 431 до н.э.) и более позднюю – для Электры (ок. 431 до н.э.). Так что семь уцелевших пьес можно выстроить примерно в таком порядке: Аякс, Антигона, Трахинянки, Царь Эдип, Электра, Филоктет, Эдип в Колоне. Известно, что Софокл получил первый приз за Филоктета и второй – за Царя Эдипа. Вероятно, первого места была удостоена Антигона, поскольку известно, что именно благодаря этой трагедии Софокл был избран стратегом в 440 до н.э. О других трагедиях сведений нет, известно лишь, что все они были удостоены либо первого, либо второго места.

Техника.

Самым поразительным нововведением Софокла в жанре аттической трагедии было сокращение масштабов драмы за счет отказа от формы трилогии. Насколько нам известно, три трагедии, которые Софокл представлял на ежегодном состязании, всегда являлись тремя самостоятельными произведениями, без всяких сюжетных связей между ними (поэтому говорить о трагедиях Антигона, Царь Эдип и Эдип в Колоне как о «Фиванской трилогии» значит совершать грубую ошибку). Трагедии Эсхила (за исключением трилогии, в которую входили Персы) неизменно объединялись в трилогию в буквальном смысле этого слова – в драматическое произведение в трех частях, связанных общим сюжетом, общими персонажами и мотивами. Драма Софокла приводит нас от космической перспективы действия (воля божества осуществляется в поступках и страданиях людей из поколения в поколение) к уплотненному представлению данного момента кризиса и откровения. Достаточно сравнить Орестею Эсхила, где центральному событию, матереубийству, предшествует изображение его причин (Агамемнон), а затем показаны его последствии (Эвмениды), с загадочной Электрой Софокла, трагедией, в которой драматическая передача главного события оказывается самодостаточной. Новая техника делала не столь значимой божественную волю, которая у Эсхила вмешивается в действие, одолевая человеческие мотивы героев, и особо подчеркивала важность человеческой воли. Последствия этого смещения акцентов оказались двоякими. С одной стороны, Софокл мог полностью сосредоточиться на характере своих героев, выведя на сцену целый ряд удивительно своеобразных персонажей (так, в Электре мы имеем дело с эффектным ходом, когда полномасштабному и тонкому анализу подвергается характер персонажа, который почти не принимает участия в действии). С другой стороны, по небывалой экономии средств для развития сюжета Софокл в лучших своих образцах (к примеру, Царь Эдип) не знает себе равных во всей истории западной литературы.

Следовало ожидать, что отказ от трилогии повлечет за собой сокращение роли хора, который в драмах Эсхила неизменно соотносит поступки и страдания индивидуума с цельной картиной божественного промысла, соединяя настоящее с прошлым и будущим. И в самом деле, лирическая партия хора у Софокла куда меньше, чем у Эсхила. В Филоктете (если брать крайний случай) хор оказывается полностью вовлечен в действие в качестве полноправного персонажа, и практически все, что им говорится, вращается вокруг конкретной ситуации драмы. Тем не менее в большинстве трагедий Софокл по-прежнему умело и бережно использует хор, чтобы придать больший размах моральной и теологической дилемме, возникающей в связи с действием.