Содержание статьи
    Также по теме

    СОЛОВЬЕВ, СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

    СОЛОВЬЕВ, СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1944), русский режиссер, сценарист, продюсер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Руководитель объединения «Круг».

    Родился 25 августа 1944 в городе Кемь Карельской области. С 1960 по 1962 был рабочим на ленинградском телевидении. В 1969 окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился у А.Столпера и М.Ромма.

    СОЛОВЬЕВ, СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ  ИТАР-ТАСС

    После триумфа картины Сто дней после детства (1974, сценарий совм. с А.Александровым; Приз «Серебряный медведь» на XXV МКФ в Западном Берлине, 1975; Серебряная медаль фильму для детей и юношества на XVII МКФ в Авеллино, 1975; Премия Ленинского комсомола, 1976; Главная премия, наравне с фильмом Когда наступает сентябрь реж. Э.Кеосаяна, и приз за лучшую операторскую работу на IX ВКФ во Фрунзе, 1976; Главный приз за лучшую режиссерскую работу в конкурсе фильмов для детей и юношества на МКФ лучших фильмов «ФЕСТ-76» в Белграде, 1976; Приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» за лучший фильм 1975 года для детей и юношества, 1976; Государственная премия СССР, 1977) публика и критики обратили внимание и на прежние фильмы режиссера.

    Ленты Егор Булычов и другие (1971) по пьесе М.Горького и Станционный смотритель (1972) по повести А.Пушкина (Приз итальянского радио и телевидения на МТФ в Венеции, 1974) должны были бы навести на мысль, что Соловьев – очень литературный режиссер и сценарист. Современный материал, который вскоре сменил экранизации классиков, способен ввести в заблуждение лишь восторженных поклонников режиссера. Даже в самом знаменитом своем фильме, где рассказывается о летних каникулах, проведенных в пионерском лагере, когда подростки быстро и неожиданно для себя взрослеют, нетрудно увидеть, что отсылки, вроде бы предназначенные для киноманов, узнаваемые экранные ходы – заведомо ложны. Эпизод, когда Митя Лопухин рассматривает в бинокль ничего не подозревающих ребят, будто напоминает о фильме А.Хичкока Окно во двор (1954), где столь типичный для нашего времени вуайеризм гипертрофирован, возведен в степень сюжета. Но Соловьев снимает «русское кино», и для него важнее, что тот же его герой, еще не понимая, что влюбился в девочку, которую словно бы впервые увидел, теряет сознание. Явная отсылка к бунинскому рассказу Солнечный удар, а само замедленное повествование, с деталями, перерастающими целое, с интерьерами и пейзажами, что занимают место персонажей, напоминает о той линии кинематографа, которая ставила перед собой задачу воплотить атмосферу классической русской литературы на экране (от Дворянского гнезда, 1969, А.Михалкова-Кончаловского до появившихся вскоре за фильмами Соловьева Рабы любви, 1975, и Неоконченной пьесы для механического пианино, 1977, Н.Михалкова, который, кстати, играл и в Станционном смотрителе, и в Дворянском гнезде). Попытка воссоздания средствами кинематографа ткани классической прозы и следующая отсюда неизбежная стилизации заметна и в выборе героини.

    Открытая Соловьевым актриса Татьяна Друбич превосходно вписывается в ленты «ретро». Иногда пространство «ретро» разрастается до размеров целого фильма, как это случилось с лентой Избранные (1983), где латиноамериканские реалии – даже не мотивировка, а лишь предлог, ибо костюмы, шляпы, пластика персонажей куда больше напоминают другую Америку – страну времен сухого закона, какой ее показали Ф.Ф.Коппола, С.Леоне и М.Форман.

    Подростковая тематика (в ее не «конфликтном», как, например, у Д.Асановой, а в «лирическом» варианте), параллели «прошлого» и «настоящего» необычайно пришлись к моменту, и фильмы Спасатель (1980, специальное упоминание на бьеннале «Кино-80» в Венеции, 1980) и Наследница по прямой (1982, Золотая медаль на МКФ детских фильмов в Салерно, 1983) закрепили успех.

    Картина Чужая белая и рябой (1986, Большой специальный приз жюри на МКФ в Венеции, 1986; приз детскому фильму на ВКФ в Тбилиси, 1987) о послевоенном детстве была, вероятно, последней попыткой совместить заведомую литературность и скрытую цитатность (достаточно напомнить, что в одной из ролей снялся писатель А.Битов, фигура, несомненно, «знаковая») с нейтральным материалом.

    Фильм Асса (1988) уже тем, что апеллировал к молодежной субкультуре, давал возможность многое списать на «стеб», объяснить причудливостью темы. Как бы криминальный сюжет (профессиональные заботы Крымова, мастера нетипичных преступлений), в очередной раз соединенный с мелодрамой (любовный треугольник: Крымов – его молодая подруга – юноша Бананан), тонет во вставных номерах – песнях В.Цоя и Б.Гребенщикова, теряется в чудесно поставленных пейзажах зимней Ялты (художник фильма М.Гаухман-Свердлов получил приз «Ника-88»). Рекламная кампания, развернутая вокруг фильма (плакаты, майки с надписью и т.д.), по интенсивности и доныне не имеет равных в отечественном кино. Однако фильм не приняли ни представители «высокого» искусства, ни той самой субкультуры, о которой он как бы рассказывал. И хотя режиссер и после устраивал шумные презентации, ленты Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви (1989) и Дом под звездным небом (1991, Специальный приз жюри КФ «Кинотавр» по разделу «Фильмы для избранных», Сочи, 1992), составляющие вместе с Ассой еще одну трилогию, не вызвали ажиотажа среди зрителей.

    Возведенный в ранг современного классика, Соловьев ставит не для того, чтобы добиться отклика аудитории, а потому, что этого требует имидж. Так, он поставил в 1993 на сцене Малого театра Дядю Ваню, а на сцене Содружества актеров Таганки Чайку А.П.Чехова (премьера 5 февраля 1994).

    Профессор ВГИКа, некоторое время председатель Союза кинематографистов России и президент Московского кинофестиваля, Соловьев вынужден снова менять стилистику. Мотивировка, оправдывающая сумбур повествования в последнем на сегодняшний день фильме Нежный возраст (2001), премьера которого прошла в кинотеатре «Россия» 14 февраля 2001, в день св. Валентина, – смутное время.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Юренев Р. Заботы о духовности. – Искусство кино, 1983, № 4.
    Липков А. Мир фильмов Сергея Соловьева. М., 1986
    Заярная О., Козлов А. С чужого «стёба»? – Искусство кино, 1988, № 6
    Шитова В. В своем контексте, или «Две песни о Родине» кинорежиссера Сергея Соловьева. – Киноведческие записки, 1989, № 4
    Соловьев С. Быть или не быть? – Искусство кино, 1990, № 4
    Черненко М. Абсурд крепчал, или Как жить в доме, у которого поехала крыша? – Искусство кино, 1991, № 12
    Соловьев С. «Настоящая драма – это невозможность сделать кинотеатр местом человеческого общения». – Искусство кино, 1993, № 9
    Соловьев С. Иван Тургенев. Метафизика любви. – Искусство кино, 1995, № 3
    Соловьев С. (Ответ на анкету «Будет ли у кино второе столетие?»). – Киноведческие записки, 1995, № 26
    Соловьев С. «Если в театре делать, как в кино, то это будет очень хороший театр». – Киноведческие записки, 1998, № 39
    Кудрявцев С. Озарение детства, или Звезда в колодце. – В кн.: Кудрявцев С. Свое кино. [М.], [1998]
    Соловьев С. Бременские музыканты. – Киносценарии», 1999, № 1