Содержание статьи
    Также по теме

    СОЛОВЦОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

    СОЛОВЦОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1857–1902) (настоящая фамилия Федоров), русский актер, режиссер, антрепренер. Родился в Орловской губернии 3 мая 1957 в дворянской семье. Принимал участие в гимназических и домашних спектаклях. Девятнадцати лет вышел на профессиональную сцену в орловских труппах антрепренеров Э.Сервье и Г.М.Черкасова, зимний сезон 1875–1876 провел в ярославском «Артистическом обществе», где служил вместе со знаменитым артистом П.П.Васильевым, оказавшим большое влияние на молодого актера. После отъезда Васильева спектакли общества прекратились, Соловцов остался в Ярославле у антрепренера В.А.Смирнова («определенного амплуа не занимал, играл решительно все и переиграл множество ролей»). В последующие годы (1876–1882) Соловцов объездил всю провинцию: служил в Оренбурге у А.А.Рассказова, в Астрахани у Н.К.Милославского, в Саратове у В.И.Костровского-Истомина, в Киеве у Н.Н.Савина, а также в Ростове-на-Дону, Тамбове, Полтаве, Харькове, Таганроге, Казани.

    В 1882, будучи уже известным актером, Соловцов дебютирует на Императорской сцене Александринского театра ролями Иоанна Грозного в Василисе Мелентьевой А.Н.Островского и С.А.Гедеонова, Кречинского в Свадьбе Кречинского А.В.Сухово-Кобылина и Василия Коркина в Каширской старине Д.В.Аверкиева. После одного сезона в Санкт-Петербурге переходит в труппу М.В.Лентовского (1883–1884), играющую в Москве и на ярмарке в Нижнем Новгороде. В 1884–1886 Соловцов руководит спектаклями в московском Немецком клубе (ныне ЦДРИ), где дебютирует как режиссер. В 1887 приглашен на роль Варравина в спектакль Отжитое время (Дело Сухово-Кобылина) в Театр Ф.А.Корша, где также играет в водевиле А.П.Чехова Медведь (автор посвятил его Соловцову). Следующий сезон в театре Корша Соловцов выступает и в качестве режиссера. Сезон 1889–1890 проводит в Московском театре М.М.Абрамовой, где ставит Лешего Чехова (премьера 27 декабря 1889; первая постановка пьесы).

    Начиная с 1886 каждой весной под управлением Соловцова составлялись сильные актерские труппы – «Товарищества московских драматических артистов», которые совершали турне по провинции (Киев, Харьков, Одесса и др. города). Эти поездки способствовали развитию режиссерских и административных способностей Соловцова и увеличивали его популярность по всей России.

    После сезона 1890–1891, проведенного в качестве актера и режиссера у М.М.Бородая в Харькове, Соловцов с Е.Я.Неделиным, Т.А.Чужбиновым и Н.С.Песоцким организовывают в Киеве «Товарищество драматических артистов» (открылось 1 сентября 1891 Ревизором Н.В.Гоголя), в 1893 превратившееся в единоличную антрепризу Соловцова, которой он руководил до конца жизни. Театр Соловцова положил начало постоянному русскому драматическому театру в Киеве.

    В 1901 Соловцов организовывает антрепризу в Одессе, обещавшую большое будущее. С 1900 Соловцов является соиздателем «Киевской газеты».

    Основная черта соловцовского товарищества в Киеве проявилась сразу: оно было лишено «беспорядочного метания», «велось бойко и уверенно», «выглядело солидно и заключало в себе все элементы не только для прочного существования в течение одного сезона, но и для успешного развития в будущем». Постановочная культура театра представляла значительное художественное явление, по словам исследователя, «едва ли не чрезвычайное в условиях провинции». Постоянный актерский состав, тщательная подготовка спектаклей, серьезная работа режиссера с исполнителями, лучший отечественный и зарубежный репертуар, безусловный талант и смелость Соловцова-администратора, не боявшегося огромных материальных затрат, – все это превратило антрепризу в крупнейший театр провинции и в самый богатый русский частный театр.

    Самые бесспорные победы театра и Соловцова-режиссера – в русской бытовой комедии. Л.М.Леонидов утверждал, что Плоды просвещения были здесь сыграны лучше, чем в Малом театре и у Корша. Впрочем, театру была присуща любовь к броскости и эффектам: «мишура мелодрамы, феерии и фарса неотделима от властного обаяния соловцовского театра».

    У Соловцова служили известнейшие провинциальные актеры: И.М.Шувалов, М.М.Глебова, И.П.Киселевский, Н.П.Рощин-Инсаров, М.И.Велизарий, А.А.Пасхалова, В.И.Немирович-Данченко, А.Я.Глама-Мещерская.

    Основные постановки Соловцова: Смерть Иоанна Грозного, Царь Федор Иоаннович, Царь Борис А.К.Толстого, Ревизор Н.В.Гоголя, Мадам Сен-Жан В.Сарду, Зимняя сказка У.Шекспира, Власть тьмы Л.Н.Толстого, Дядя Ваня, Три сестры, Чайка А.П.Чехова, Одинокие и Возчик Геншель Г.Гауптмана. Критика писала, что Соловцов «чувствует сцену, проникается автором, с инстинктивной музыкальностью берет темпы».

    Как актер Соловцов «был неподражаемо хорош даже в ничтожных ролях бытового репертуара, создавая цельный, вполне законченный тип». Его игра в бытовых, характерных и комических ролях всегда оказывалась «проста, правдива, чужда всяких эффектов», полна живых, непосредственных наблюдений: Любим Торцов в пьесе Бедность не порок, Лыняев в Волках и овцах, Карандышев в Бесприданнице, Несчастливцев в Лесе, Васильков и Телятев в Бешеных деньгах, Рыбачев в Светит да не греет Островского, Расплюев в Свадьбе Кречинского А.В.Сухово-Кобылина, Репетилов в Горе от ума А.С.Грибоедова, Городничий в Ревизоре, Кочкарев в Женитьбе Н.В.Гоголя, Никита во Власти тьмы Л.Н.Толстого. Однако для исполнения трагических ролей ему не хватало драматического темперамента, что заставляло его быть крикливым и «неистовствующим» в роли, например, Гамлета.

    Соловцов – автор пьес Евлалия Рамина и В дали и двух переводов-переделок с польского – комедий Невольницы и Теплая вдовушка.

    Умер Соловцов в Киеве 12 января 1902.

    Литература