Содержание статьи
    Также по теме

    СТРЕЛЬСКАЯ, ВАРВАРА ВАСИЛЬЕВНА

    СТРЕЛЬСКАЯ, ВАРВАРА ВАСИЛЬЕВНА (настоящая фамилия – Старова, по мужу – Стуколкина) (1838–1915), русская драматическая актриса. Родилась 4 (16) декабря 1838 в Москве, в актерской семье: отец – оперный певец В.Стрельский, мать – драматическая актриса С.Виноградова; крестная мать – знаменитая артистка Н.Репина. Впервые взошла на сцену театра в три года: на подмостки ее вывел сам М.Щепкин. С шести лет обучалась в Петербургском театральном училище сначала балету, а затем драме (у П.Григорьева и В.Василько-Петрова); в годы учебы начала выступать на казенной сцене в балетах (Эсмеральда Ч.Пуньи) и в драматических спектаклях (Уголино Н.Полевого). По окончании училища в 1857 дебютировала в Александринском театре в роли пансионерки Саши в водевиле С.Турбина Картинка с натуры, шедшего в бенефис П.Садовского. Во втором дебютном спектакле – Горе от ума А.Грибоедова – юная актриса с большим успехом сыграла Лизу, на четверть века став ее бессменной исполнительницей. Амплуа молодой Стрельской – инженю-комик, травести, субретка. Ее величали воскресшей Асенковой, предрекали блестящую будущность, но в силу закулисного недоразумения Стрельской на протяжении четырнадцати лет пришлось переиграть множество незначительных ролей в бессмысленных комедиях и водевилях (Средство выгонять волокит Н.Куликова, Новички в любви П.Коровкина, Пансионерка А.Декурселя и Т.Баррьера, Петербургская барышня В.Иванова и т.п.). Участвовала она и в опереттах (например, роль Общественного мнения в Орфее в аду Ж.Оффенбаха, 1866); много гастролировала по провинции.

    Положение изменилось лишь в 1870-х годах в связи с переходом Стрельской на комические и характерные роли. В полной мере ее дарование раскрылось в репертуаре А.Островского. К двум ранее сыгранным ролям (Устинька в Праздничном сне – до обеда, 1957, и Стеша в Доходном месте, 1963) добавляются Круглова (Не все коту масленица, 1872), Мигачева (Не было ни гроша, да вдруг алтын, 1872), Зыбкина (Правда хорошо, а счастье лучше, 1877), Михевна (Последняя жертва, 1877), Домна Пантелевна (Таланты и поклонники, 1882), Марфа (Невольницы, 1883), Татьяна Перепечина (Комик XVII столетия, 1894), Бобылиха (Снегурочка, 1900) и др.

    Уроженка Москвы, актриса со знанием дела воспроизводила реальных замоскворецких купчих, мещанок, свах. Стрельская часто говаривала: «Мое дело – Островский», а актеры в шутку обращались к ней: «M-me Островская». Драматург неизменно восторгался ее игрой и охотно отдавал новые пьесы для ее бенефисов. Не менее хороша была Стрельская в Ревизоре (Пошлепкина) и Женитьбе (Фекла Ивановна) Н.Гоголя, в Недоросле Д.Фонвизина (Простакова), в Горе от ума Грибоедова (графиня Хрюмина), в Свадьбе Кречинского А.Сухово-Кобылина (Атуева), в Завтраке у предводителя И.Тургенева (Каурова), в Иванове А.Чехова (Авдотья Назаровна), в Тартюфе Мольера (Дорина), в Татьяне Репиной А.Суворина (Раиса Соломоновна), в Золоте В.Немировича-Данченко (Анна Ефимовна), в Цепях А.Сумбатова-Южина (госпожа фон Мейер) и др. В летний сезон 1903 с успехом играла в Ораниенбауме роль Бессеменовой (Мещане М.Горького) в партнерстве с В.Давыдовым. В 1905 ей было присвоено звание заслуженной артистки императорских театров. Последние годы жизни Стрельская не столько использовала свой блестящий артистический талант (в первую очередь комический), сколько играла на сцене самое себя – славную, благостную старушку, а потому добродушие тона нередко прорывалось в образы, к тому не подходящие. Так, не вполне удачным было исполнение вдовы Кукушкиной в Доходном месте Островского. Выступала Стрельская и на эстраде с чтением басен И.Крылова. Мастерство Стрельской высоко оценивали такие разные режиссеры, как К.Станиславский и Вс. Мейерхольд.

    Умерла Стрельская в Лигове 11 (24) января 1915.

          ВАРВАРА ВАСИЛЬЕВНА СТРЕЛЬСКАЯ

    Литература

    Крыжицкий Г.К. Стрельская. Л., 1970