Также по теме

СТРЕПЕТОВА, ПЕЛАГЕЯ АНТИПЬЕВНА

СТРЕПЕТОВА, ПЕЛАГЕЯ АНТИПЬЕВНА (1850–1903), трагическая актриса второй половины 19 в., создавшая образ простой, страдающей и протестующей женщины России.

ПЕЛАГЕЯ АНТИПЬЕВНА СТРЕПЕТОВА

Выбранный путь.

Родилась 4 (?) октября 1850 в Нижнем Новгороде в семье театрального парикмахера, удочерившей «подкидыша» и давшей ей свою фамилию. Своим днем рождения считала день, когда ее нашли приемные родители. Образования не получила. С 7 лет выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях. Впечатление на эмоциональную девочку произвело выступление гастролирующей в Н.Новгороде московской знаменитости Л.П.Никулиной-Косицкой. Она стала своего рода эталоном для юной Стрепетовой, которая повзрослев, стала продолжательницей, созданной Никулиной традиции сочувственного, поэтичного изображения русской женщины, мечтающей и любящей, страдающей, а также отстаивающей свою любовь. Ее взросление происходило на самых различных провинциальных подмостках России. Играть приходилось все, в основном, оперетки и водевили. Если другие начинающие артисты оттачивали на них свое мастерство, Стрепетовой этот жанр не давался, а свой репертуар она обнаружила не сразу. Переломным стал для нее год, когда удалось поступить на самарскую сцену. Именно в Самаре Стрепетова выступила в ролях, где проявилась ее индивидуальность: Верочка (Ребенок П.Д.Боборыкина), Лиза (Горе от ума А.С.Грибоедова), Дуня (Не в свои сани не садись А.Н.Островского) и, наконец, Лизаветта (Горькая судьбина А.Ф.Писемского).

Рождение темы.

С самого начала Стрепетова заявила о себе как актриса одной большой темы. В этом была ее несомненная сила, в этом крылась и слабость ее, как художника. Ее трагические героини жили отчаянием сопротивления, отстаивая свою любовь до конца. Они защищали свое право на большое чувство. Чувство пробуждало их души от спячки, пробуждало их незаурядные силы, преодолевало униженность.

Лучшие роли актрисы.

Этапной стала роль Аннеты из Семейных расчетов (Н.И. и Н.Н.Куликовы), также сопровождавшая актрису на протяжении всей творческой жизни. Образ Аннеты давался Стрепетовой в развитии – от жизнерадостного доверчивого полуребенка до сломленной взрослыми расчетами девушки, лишенной детства и дома и обманом выданной замуж.

1871 – год признания таланта Стрепетовой и ее трагического искусства совпал с большими общественными событиями. С этого времени ее роли пронизывает обличительный пафос, что притягивает к ее творчеству интеллигенцию и студенчество.

Всю жизнь Стрепетову преследовал репертуарный голод, связанный с особенностью ее дарования. Отсутствие школы и навыков сценического мастерства заменялись интуитивными прозрениями и находками. Точно обозначил ее границы Островский, знаток законов сцены: «Как природный талант это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка… Болезненная, бедная физическими силами, неправильно сложенная, она из сценических средств имеет только гибкий, послушный голос и дивной выразительности глаза. Она не имела школы, не видала образцов и молодость свою провела в провинции; при ее средствах ей доступны только те роли драматического репертуара, где не требуется ни красоты, ни грации, ни изящных манер, ни величавой представительности. Ее среда – женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос – простые сильные страсти; ее торжество – проявление в женщине природных инстинктов – стихийных сил».

Роль Катерины в творчестве Стрепетовой.

Одна из самых любимых и важных для нее ролей – Катерина из Грозы Островского. Актриса подчеркивала колоссальный внутренний конфликт Катерины, борьбы в ее душе двух начал: стихийно проснувшейся страсти и догматов поведения. На протяжении ряда лет роль Катерины в ее исполнении менялась, эволюционировала, в зависимости от общественных настроений и ее состояния. Пора расцвета искусства Стрепетовой пришлась на рубеж 1870–1880-х годов на волне общественного подъема, совпавшего с художественной зрелостью актрисы. В эти годы роль Катерины в ее исполнении наполнялась особым смыслом. Она бросала открытый вызов силам, погубившим Катерину. Но уже в 1880-х произошел общественный спад, интерес к революционному народничеству исчерпал себя, и, потерявшая свою почву Стрепетова, все больше акцентировала внимание на болезненной экзальтации героини. На закате ее творчества произошел непоправимый надлом.

«Высшая правда жизни».

В годы расцвета своего творчества с небывалым успехом выступала в Москве, сначала в Общедоступном театре Ф.М.Урусова и С.В.Танеева, затем в Артистическом кружке. Но камерность сцены Артистического кружка сужает возможности актрисы, и она нашла для себя новую сцену – Пушкинский театр А.А.Бренко, где собрались лучшие силы провинции.

Она была по-настоящему народной актрисой. Известный критик А.Кугель, не увлекающийся ее талантом, тем не менее писал: «Никто не был народнее ее. Она вышла из народа и всем своим творчеством в народ стремилась. И казалось, в ее Катерине или Лизавете открывалась вся высшая правда жизни, то, ради чего стоит жить и выше чего нет и не может быть для русской души…». Поэтому ее сценические творения оказывали мощнейшее воздействие на публику. Рациональное объяснение искусства актрисы находили только в сравнительных аналогиях. Как сказал писатель А.Плещеев: «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет…».

На сцене александринского театра.

В 1876 с большим успехом сыграла Лизавету на сцене петербургского Александринского театра в бенефисе актрисы Е.Левкеевой. Но на казенную сцену приглашена была лишь через пять лет. Она надеялась в стенах императорского театра обрести благоприятные условия для творчества, но она не влилась органично в ансамбль театра. После 9 лет службы Стрепетовой на сцене Александринского театра, контракт с ней на будущие годы не был продлен.

Из 22 новых ролей, сыгранных ею за тот период, только три соответствовали масштабу ее таланта: Кручинина (Без вины виноватые А.Н.Островского), Степанида (Около денег В.А.Крылова) и Сарра (Иванов А.П.Чехова).Каждая из этих героинь переживает свою трагедию, крушение любви и надежд. После смерти Островского (1886), защищавшего ее талант, создававшего специально для Стрепетовой роли, творчество актрисы полностью зашло в тупик. В нем все отчетливее появляются ноты болезненной экзальтации.

Последним большим достижением Стрепетовой стала, уже после ее ухода с казенной сцены, роль Матрены из Власти тьмы Л.Н.Толстого на сцене Театра Литературно-художественного кружка в 1895.

После страшных жизненных потрясений, прежде всего, самоубийства второго мужа, Стрепетова после тяжелой болезни умерла в день, который всегда считала днем своего рождения – 4 октября 1903.

Написала мемуары Минувшие дни, в которых дана подробная картина жизни провинциальных артистов.

Екатерина Юдина

Литература

Памяти А.Н.Островского. Пг., 1923
П.А.Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы. Л. – М., 1959
Беньяш Р.М. Пелагея Стрепетова. Л., 1967
Данилов С.С. Португалова М.Г. Русский драматический театр 19 века. т. 2-й. Л., 1974