Содержание статьи
    Также по теме

    СТУРУА, РОБЕРТ РОБЕРТОВИЧ

    СТУРУА, РОБЕРТ РОБЕРТОВИЧ (р. 1938), русский и грузинский режиссер. Родился в Тбилиси 31 июля 1938. Окончил режиссерский факультет Тбилисского театрального института. С 1962 работает в Театре имени Шота Руставели. С 1979 – главный режиссер театра, с 1980 – его художественный руководитель. Уже студенческие работы Стуруа – Господин Леонардо перед лицом реакции и Где тонко, там и рвется – обнаружили талант и перспективность молодого режиссера. В 1965 на сцене театра имени Ш.Руставели он поставил Сейлемский процесс А.Миллера, эта постановка принесла ему первый настоящий успех. Владение театральной формой обнаружилось в другом спектакле – Мачехе Саманишвили Д.Клдиашвили, сделанном им совместно с Т.Чхеидзе. Увлеченность Стуруа игровой стихией театра проявилась в спектакле Ханума – остроумном, веселом представлении, в котором реалистические комические персонажи органично существовали по правилам условной игры. В 1970-е годы появляется понятие «Театр Роберта Стуруа». В Кваркаре П.Какабадзе режиссер вставляет сцену из Карьеры Артура Уи Б.Брехта. Начинается «брехтовский» период в его творчестве, «период тотального моделирования» действительности. Образ-маска, возникшая впервые в этом спектакле, была воплощена Р.Чхиквадзе. С этим артистом Стуруа сделал два своих блистательных спектакля: Ричард III У.Шекспира (1979) и Кавказский меловой круг Б.Брехта (1975), которые принесли ему мировую известность. В 1980-е годы Стуруа много ставит: Роль для начинающей актрисы Т.Чиладзе (1980), Синие кони на красной траве М.Шатрова (1980), Вариации на современную тему Р.Стуруа, Л.Попхадзе, А.Варсимашвили (1981), Похороны в Калифорнии Р.Ибрагимбекова (1983) и т.д. Важным в его творческой биографии стал Король Лир (1987). В нем проявилась склонность Стуруа к философской режиссуре, в которой карнавальное восприятие мира несло в себе ощущение трагического финала. В спектакле Жизнь есть сон Кальдерона (1992) «мир расширился, включив в себя метафизическую реальность». Затем был Добрый человек из Сычуани (1993). В 1994 Стуруа ставит Евангелие от Иакова по букварю Якова Семеновича Гогебашвили (Грузинская азбука, 1865). В 1996 вышел спектакль по лирико-мифологической драме Ламара Г.Робакидзе, в 1997 – Что ж с того, что мокрая сирень Л.Табукашвили, пользующийся популярностью у молодого зрителя. В 1998 он ставит с молодым режиссером Д.Сакварелидзе Женщину-Змею К.Гоцци. В том же году в Москве Стуруа выпускает Гамлета в «Сатириконе» с К.Райкиным в главной роли. В 2000 состоялась последняя премьера Стуруа – Шейлок (Венецианский купец У.Шекспира) в московском театре «Et cetera» с Александром Калягиным в главной роли.

    В августе 2011 Стуруа был уволен из Государственного драматического театра им. Шота Руставели и назначен на должность главного приглашенного режиссера театра Et Cetera Александра Калягина.

    У Стуруа два постоянных соавтора: художник Георгий Алекси-Месхишвили и композитор Гия Канчели. Режиссер работал за рубежом, осуществил 16 постановок пьес Шекспира, Софокла, Мольера, Чехова, Брехта в разных театрах мира. Лауреат многих театральных премий Грузии, государственных премий СССР и Грузии.

     ИТАР-ТАСС     РОБЕРТ РОБЕРТОВИЧ СТУРУА