Содержание статьи

    СУФЛЕР

    СУФЛЕР (франц. souffleur, от souffler – дуть, поддувать), работник театра, во время репетиций и спектаклей следящий за текстом пьесы по выверенному экземпляру (т.н. «суфлерский экземпляр»), и в случае необходимости подсказывающий исполнителям текст. В музыкальном театре суфлер следит за сценическим действием по клавиру.

    Суфлерский экземпляр не может содержать полный, канонический текст пьесы, так как каждая конкретная постановка, в зависимости от трактовки, состава труппы и других субъективных факторов, вносит в пьесу свои изменения (сокращение или перестановка текста, вставки, сценические паузы и т.д.).

    В эпоху «актерского театра», до возникновения и становления профессии режиссера, антрепризные труппы (особенно в провинции) ставили перед собой целью как можно более частые премьеры. Спектакли могли выпускаться на зрителя буквально после двух-трех репетиций, поэтому существование суфлера было насущной необходимостью. В такие сроки запомнить текст роли (особенно главной) было невозможно. Спектакли постоянно шли «под суфлера»; для него в театре было предусмотрено стационарное место. «Суфлерская будка» располагалась, как правило, по центру рампы, на линии занавеса (реже – в одной из боковых кулис); при этом суфлер был скрыт от зрителей щитом, декоративно оформленным в виде раковины.

    С возникновением профессии режиссера (и соответственно – с понятием «режиссерской трактовки» пьесы) репетиционный период спектакля претерпел существенную трансформацию. Он не только сильно увеличился (средний срок постановки современного спектакля составляет 2–3 месяца, а иногда и до года), но и приобрел принципиально иной характер. Актеры с помощью режиссера не просто производят техническую разметку мизансцен, но ищут характер и способ существования каждого персонажа, добиваются логики и убедительности сценического действия, вырабатывают общие эстетические принципы и стилистику спектакля, выстраивают взаимоотношения героев, добиваются органического освоения текста персонажа. Требования к актерскому изучению партитуры готового спектакля (в том числе текста) существенно ужесточились. С развитием режиссуры и культуры репетиционного процесса профессия суфлера постепенно отмирала; в настоящее время она в театре является рудиментом. Функции суфлера превратились в подсобные, необходимые лишь в начальной стадии репетиционного процесса. Как правило, их принимает на себя помощник режиссера – работник театра, отвечающий за техническое проведение спектакля.

    В исключительных случаях (т.н. «ввод» – срочная замена исполнителя) в качестве суфлера выступает также помощник режиссера и партнеры введенного артиста по спектаклю.

    Во всех остальных случаях забытый текст расценивается либо как показатель того, что актер находится не в должной форме; либо как курьез, непредвиденная случайность, т.н. «накладка» спектакля, ставшая сюжетом множества актерских баек и анекдотов.

    Татьяна Шабалина