Содержание статьи

    СВОБОДНАЯ СЦЕНА

    СВОБОДНАЯ СЦЕНА, немецкий экспериментальный театр, который увенчал своим возникновением развернувшуюся в 1980-е годы борьбу за реализм в театральном искусстве. В январе 1889 журналисты М.Харден и П.Шлентер, пристально следившие за работой А.Антуана в парижском «Свободном театре», призвали к созданию подобного театра в Берлине. Комитет из девяти человек под председательством О.Брама объявил об открытии театра на абонементной основе, свободного от государственной цензуры и планирующего ежегодный выпуск десяти спектаклей. «Свободная сцена» открылась 29 сентября 1889 постановкой Призраков Х.Ибсена. Вторая премьера, по натуралистической пьесе Г.Гауптмана из крестьянской жизни Перед восходом солнца, состоялась 20 октября и произвела подлинную сенсацию. К концу года число проданных абонементов достигло семисот, и при театре стал выходить дискуссионный журнал «Свободная сцена – современной жизни» («Freie Bühne für modernes Leben»). В дальнейшем театр стал ограничиваться отдельными постановками, как, например, Фрёкен Юлия А.Стриндберга (1892), Ткачи Гауптмана (1893), поскольку счел выполненной свою основную задачу – утверждение реализма в крупных театрах. В 1894 с переходом Брама во влиятельный Немецкий театр «Свободная сцена» прекратила свое существование.

    См. также НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР.