Содержание статьи
Также по теме

ТАБАКОВ, ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ

ТАБАКОВ, ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ (р. 1935), российский режиссер, актер, педагог, продюсер. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР и РФ. Дважды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», премии имени К.С.Станиславского и премии «Хрустальная Турандот». Художественный руководитель МХТ им. Чехова и московского Театра-студии, который называют «Табакеркой».

Родился 17 августа 1935 в Саратове, в семье врачей. Довоенное детство прошло в большой семье, где любили литературу и театр, так что впервые в театр он попал еще маленьким мальчиком. В 1950 начал заниматься в детском драматическом театре «Молодая гвардия», руководителем которого была Н.И.Сухостав. Уникальный педагог, Сухостав считала, что обучение профессии актера должно начинаться как можно раньше. Такая система давала серьезные результаты: из саратовской «Молодой гвардии» вышли около 160 профессиональных актеров. Позже, формируя свою систему театрального обучения, Табаков сохранил принцип ранней востребованности актера.

В 1953 поступил в Москве в Школу-студию МХАТ. На курсе педагога В.О.Топоркова Табаков стал одним из лучших студентов. Первым его успехом стала роль Хлестакова, сыгранная в отрывке из Ревизора на втором курсе. За студенческую роль Пети Трофимова в Вишневом саде он получил свою первую творческую награду – на фестивале «Московская театральная весна».

В это время проявилась такие принципиальные для Табакова черты, как высокая работоспособность, стремление овладеть разнообразными творческими приемами и методами. Параллельно с учебой Табаков посещал занятия в т.н. «ночной студии» П.М.Ершова, театрального педагога и режиссера, методика преподавания которого сильно отличалась от принятой в Школе-студии МХАТ.

На 3 курсе он был приглашен М.Швейцером на главную роль в фильме Саша вступает в жизнь. Фильм, снятый в 1956, был положен на полку и вышел в прокат в 1988. Запрет фильма не оказал негативного влияния на кинематографическую жизнь актера – на сегодняшний день им сыграно более 90 ролей в кино. Среди них – такие работы, как Искремас (Гори, гори, моя звезда), Шелленберг (Семнадцать мгновений весны), Щербук (Неоконченная пьеса для механического пианино), Обломов (Несколько дней из жизни И.И.Обломова), Мисс Эндрю (Мэри Поппинс, до свиданья!), Бармен (Человек с бульвара Капуцинов), Суходрищев (Ширли-мырли) и др.

В училище началась еще одна важная линия его творческой жизни: по приглашению главного режиссера детской редакции Всесоюзного радио Н.В.Литвинова Табаков дебютировал на радио в композиции спектакля Вечно живые (1957). Позднее он записал на радио множество работ. Высокий профессионализм работы с микрофоном обусловил его многочисленные работы в озвучании фильмов: закадровый голос Табакова звучит во множестве документальных, художественных и мультипликационных фильмах.

После окончания Школы-студии МХАТ в 1957 он получил распределение в Московский драматический театр им. К.С.Станиславского, но в этот момент произошло событие, имеющее важнейшее значение для всего российского театра и ставшее определяющим в театральной судьбе актера: О.Ефремов получил разрешение на создание Студии молодых актеров (под эгидой Школы-студии МХАТ). Впоследствии студия была преобразована в театр «Современник», и Табаков наряду с Ефремовым, Г.Волчек, Е.Евстигнеевым, И.Квашой, Л.Толмачевой и В.Сергачевым, стал основателем этого театра. «Современник» практически сразу завоевал огромную зрительскую популярность в Москве. В этом была заслуга и Табакова, широко занятого в репертуаре – за первые три года он сыграл около 15 ролей в произведениях самой разноплановой драматургии – от Вечно живых В.Розова и Пяти вечеров А.Володина до Никто Э. де Филиппо и Голого короля Е.Шварца. По признанию Табакова, Ефремов стал его главным учителем, окончательно сформировавшим творческую индивидуальность актера.

Одной из лучших ролей в «Современнике» стала работа Табакова в спектакле Обыкновенная история (пьеса В.Розова по роману И.Гончарова, постановка Г.Волчек, 1966). В роли Александра Адуева он блистательно проходил путь от юного наивного романтика до циничного чиновника. Спектакль стал театральной легендой, был удостоен Государственной премии СССР и в 1970 экранизирован.