Содержание статьи

    ТАГАНРОГСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. А.П.ЧЕХОВА

    ТАГАНРОГСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. А.П.ЧЕХОВА, русский театр, один из старейших на юге России. Начиная с 1827 труппа русских драматических артистов под управлением Петровского положила начало постоянному Таганрогскому театру. Труппа Петровского почти в неизменном составе просуществовала около 20 лет. В ней служили Шварценберг, Потасова, Быстрова, Мочихин, Микульский, Кочевский, Чернявский, Жемчужников и др. Театр выезжал на гастроли в Ростов, Новочеркасск, Бахмут и другие города, большей частью во время крупных ярмарок. В репертуаре того времени были легкие водевили и мелодрамы (Невесты разбойников, Сон любви), но большое место занимали произведения серьезной драматургии (Разбойники Фр.Шиллера, Король Лир, Отелло, Ромео и Джульетта У.Шекспира, Ревизор Н.В.Гоголя). Таганрогский театр одним из первых в России в декабре 1845 поставил запрещенную цензурой пьесу А.С.Грибоедова Горе от ума. Режиссер и руководитель труппы Петровский был уволен. Значительно позже, в 1895, антрепренер Н.Н.Синельников поставил Власть тьмы Л.Н.Толстого, за что был привлечен к уголовной ответственности.

    Особенного расцвета театр достигает в 1866, когда было построено специальное театральное здание и начала работать оперная труппа, которой руководил Л.Росси де Руджиеро. В семидесятые годы драматическая труппа Н.И.Новикова увеличилась вдвое и приобрела популярность. Привлекаемые хорошими условиями театра, на гастроли в Таганрог приезжали М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, Н.Х.Рыбаков, А.П.Ленский. С Таганрогским театром связали свою творческую судьбу М.Г.Иванов-Козельский, В.Н.Андреев-Бурлак, А.Я.Мещерская, Л.Б.Чарский, Н.П.Рощин-Инсаров, И.В.Самарин. Спектакли театра смотрел молодой А.П.Чехов. В 1896 на таганрогской сцене, после провала в Петербурге, была поставлена его Чайка, которая прошла с большим успехом не только в Таганроге, но и в Новочеркасске и Ростове во время гастролей. Тесное сотрудничество Чехова с Таганрогским театром продолжилось постановками Дяди Вани и Свадьбы (1903) и Вишневого сада (1904).

    В 1920 театр был национализирован и назван народно-художественным. На его сцене, наряду с произведениями классической драматургии, ставились новые пьесы – Выстрел А.Безыменского, Королевский брадобрей А.Лунарчарского, Васса Железнова М.Горького. Организаторами нового театра были С.Д.Орский и В.Г.Ордынский, впоследствии главный режиссер и художественный руководитель. На сцене театра по-прежнему гастролировали известные артисты из центральных театров, например, мхатовцы О.Книппер-Чехова, А.Л.Вишневский, И.М.Москвин, А.К.Тарасова. В последующие годы театром руководили А.Б.Надеждов, затем К.Т.Бережной, работали актеры М.Н.Куликовский, Г.Е.Леондор, Е.А.Алмазов, Ф.В.Григорьев и др. В 1944 театру было присвоено имя А.П.Чехова. Вскоре в театр приехала группа выпускников московского театрального института, учеников В.В.Белокурова, 10 января 1945 показавшая спектакль Три сестры Чехова в честь освобождения Таганрога от немецких захватчиков. В театре работали Л.С.Антонюк, Е.М.Солодова, В.А.Волков, А.А.Глазырин, С.С.Лавров, В.И.Ненашев и др. В 1950-е годы творческий коллектив театра возглавлял Лавров. За многолетнюю жизнь в театре сложились династии актеров Рутковский, бутафоров Якимовских и др.

    В 1960, в дни празднования 100-летия со дня рождения Чехова, театр представил в Москве спектакли Вишневый сад и Иванов в постановке Белокурова. С 1966 главным режиссером и художественным руководителем стал В.С.Цесляк. В труппе работали Т.И.Беленко, Л.П.Ваулина, И.В.Гриценко, Н.Н.Ергакова, А.М.Ионов, О.М.Лаппо и др. В театре формировались актеры яркой творческой индивидуальности, умеющие постигнуть глубину драматического образа. На афишах театра того времени Разлом Б.Лавренева (1967), Мария А.Салынского (1970), Наследство А.Софронова (1971), Прощание в июне А.Вампилова, Земля Н.Вирты и др. В 1977, в год 150-летия театра, были поставлены Дядя Ваня Чехова, Последние Горького, Невольницы А.Н.Островского, Слуга двух господ К.Гольдони, Беспокойная старость Л.Н.Рахманова, ...Забыть Герострата! Г.Горина. Через 80 лет после первого спектакля на сцену Таганрогского театра вернулась Чайка в постановке В.Цесляка. Таганрогский театр стал своеобразной лабораторией освоения чеховского наследия (На большой дороге, Душечка). С 1980 в Таганроге проводятся Всесоюзные и Российские фестивали. В 1994 из Воронежа в Таганрог приехал режиссер режисер А.Иванов, поставивший Бег М.Булгакова и Самоубийцу Н.Эрдмана.