Содержание статьи
    Также по теме

    ТАРАНТИНО, КВЕНТИН

    ТАРАНТИНО, КВЕНТИН (Tarantino, Quentin) (р. 1963) американский режиссер, сценарист, актер.

    Родился 27 марта 1963 в Ноксвилле, штат Теннесси, США. Один из самых удивительных людей в истории Голливуда, о его жизни до 1992 ходит много слухов о том, что он играл в культовом фильме ужасов Джорджа Ромеро Рассвет мертвецов (1978, что неправда), о том, что он работал в видеопрокате и, смотря фильм за фильмом, писал сценарий за сценарием. Вряд ли это было так, но факт остается фактом: в январе 1992 на фестивале независимого кино в Санденсе была показана его кинолента Бешеные псы. Затем фильм показали в одной из программ Каннского кинофестиваля, затем – в конкурсе кинофестиваля в Торонто (где он получил приз критики). Везде его встречали восторженно, что неудивительно. Посмотрев один из его фильмов, становится ясно, что родился настоящий талант.

    На первый взгляд все вроде бы второсортно, обычная поделка из тех, каких было достаточно в 1980-е. Банда, собранная из людей (каждый получает кличку: мистер Белый, мистер Оранжевый, мистер Коричневый), которые друг друга раньше не встречали, готовится к ограблению. Ограбление проходит не так удачно, как хотелось бы. Один из грабителей убит, второй тяжело ранен. И тут начинаются действительно интересные вещи. Второй (Тим Рот) окажется на самом деле внедренным в банду полицейским, но этого не знает оставшийся с ним матерый грабитель (Харви Кейтель). Разговор этих двух людей, находящихся в одном помещении и периодически появляющиеся другие члены банды и составляют содержание фильма. Сила ставших уже легендарными диалогов Тарантино в том, что хотя герои и произносят их о вещах далеких, ненужных и нелепых, они тем не менее полно и точно характеризуют и героев, и место действия. Но все-таки и эти диалоги, и гротескная жестокость ряда эпизодов, и длинные планы – составные стиля. В Бешеных псах, как и в любом другом фильме Тарантино, есть глубина, смысл, мораль. В его полнометражном дебюте это – дружба, чувство долга и принудительная необходимость выбора между ними.

    Тарантино писал сценарии и для других режиссеров. Из них выделяются: Настоящая любовь (1993, режиссер Тони Скотт) и Прирожденные убийцы (1994, режиссер Оливер Стоун). В первом режиссер не смог вытянуть и понять задумку Тарантино, из фильма запоминается лишь великолепно написанная, сыгранная и поставленная сцена-диалог между полицейским (Деннис Хоппер) и мафиози (Кристофер Уокен) об истинном происхождении сицилийцев. В случае с Прирожденными убийцами талант Тарантино столкнулся с талантом Оливера Стоуна, у которого была своя точка зрения на то, каким должен был получиться фильм. В результате Тарантино попросил убрать свое имя из титров.

    Безусловно, что родился талант, но насколько он велик? Ответ на этот вопрос дал следующий фильм Криминальное чтиво. Если Бешеными псами Тарантино заявил о себе, то Чтивом перевернул общепринятые нормы, заставил кинематограф подтянуться и начать новый этап своего существования. Сюжет хорошо известен. Вернее три сюжета, которые переплетаются другом с другом установленным Тарантино способом. Первый – о парочке грабителей. Второй – о парочке мафиози, один из которых должен вести развлечься жену босса. Третий – о боксере-неудачнике. Сюжеты смешаны в один, непостижимо завораживающий калейдоскоп яркой, немыслимой, безумной жизни. Кинокартине в 1994 была присуждена Золотая «Пальмовая ветвь». Фильм открыл заново Брюса Уиллиса, переживавшего не лучший период, и, конечно же, Джона Траволты, которому Тарантино буквально дал вторую жизнь. Хотя в фильме блистали скорее исполнители второго плана Сэмюэл Л.Джексон и Ума Турман. За фильм Тарантино и его соавтор и друг Роджер Эйвари получают «Оскар»за лучший оригинальный сценарий.

    После Криминального чтива он не спешит снимать новый фильм, а снимается в работах своих друзей, тщательно копирующих его стиль (Отчаянный и От заката до рассвета Роберта Родригеса) и пишет сценарии. Для развлечения ставит новеллу в пустяковой комедии Четыре комнаты (1995). Лишь в 1997 вышла полноценная режиссерская работа. Джеки Браун поставлен по роману Элмора Леонарда. Джеки Браун – чернокожая стюардесса средних лет, которая вместе с охотником за беглыми преступниками решается на оригинальное ограбление. Оба они – усталые, помятые жизнью люди, которые решили использовать последний шанс в жизни. Но что происходит? Дружеское соглашение или это намек на любовь? Блистательно поставленный и очень смешной, этот фильм в то же время грустный и умный. Что же касается актеров, то поражает не столько сам звездный состав (Роберт Де Ниро, Сэмюэл Л.Джексон, Крис Такер, Бриджит Фонда), а умение Тарантино работать с актерами так, что заставляет их раскрыть внутренний мир своего, конкретного, не похожего ни на кого персонажа. Герои фильма – живые, полноценные, необычные люди. Особенно хорошо сыграли звезды малобюджетного кино 1970-х Пэм Гриер (стюардесса) и Роберт Форстер (номинация на «Оскар» за роль второго плана – охотника).

    Мнения критиков и зрителей на счет Джеки Брауна расходятся и такого успеха, как Криминальное чтиво, он не имеет. Тарантино несколько лет не снимает кино. Некоторые считает, что законадателю киномоды середины 1990-х уже нечего сказать, и он останется в прошлом как культовый классик. Однако в 2002 он начинает на студии Miramax (именно благодаря коммерческому успеху Криминального чтива этой компании удалось выбиться в ряд ведущих в Голливуде) съемки проекта Убить Билла. Этот фильм задумывался как очень жестокий и кровавый на тему одного из любимых жанров Тарантино гонконгских кинолент о восточных единоборствах. Премьеру ждали к Каннскому кинофестивалю в мае 2003, но Тарантино, во-первых, отложил ее на октябрь, а во-вторых, разделил фильм на две части, вышедшие в итоге в кинопрокат с разницей в полгода. И несмотря на то, что Убить Билла снимался как одно произведение, обе части и стилистически, и в смысловом плане разные.

    Убить Билла, Фильм первый, действительно очень кровавый (гротескно, слишком, доходя до пародии) боевик, треть которого составляют сцены восточных единоборств. Женщина-киллер (Ума Турман играла у Тарантино в Криминальном чтиве), чудом выжившая после расправы, учиненной над ней во время ее свадьбы коллегами, начинает страшную месть. Визуально этот фильм снят отлично, работая с когда-то постоянным оператором Оливера Стоуна Робертом Ричардсоном, Тарантино добивается совершенства каждого кадра. Так финальная сцена поединка мстительницы с полчищем японских якудза, снятая в знаменитом токийском клубе «Дом падающих листьев» сделана безупречно. И, как и в других его фильмах, получился отличный саундтрек, составленный из забытых мелодий и песен 1960–1970-х (саундреки из его фильмов учень успешно продавались).

    Но в апреле 2004 вышел Убить Билла. Фильм Второй и все перевернул. В отличие от первой части с кунг-фу, вторая – дань уважения другому любимому его жанру, вестерну. В ней гораздо меньше действия и больше фирменных «тарантиновских» диалогов. Действие разворачивается на пустынных просторах американского юга и Мексики, герои ходят в ковбойских шляпах и джинсах, играют обработанные мелодии Эннио Морриконе. Но это лишь внешний ряд. Сюрприз в том, что оказывается, дилогия Убить Билла – фильм не о мести, а о любви. И не в стандартном голливудском понимании, а о любви как сильнейшем чувстве, способном приводить подпавших под его влияние (будь-то даже хладнокровные убийцы) к невероятным поступкам. В том и проявляется талант Тарантино – снимая свои фильмы в условной, смешанно-жанровой реальности, он как художник ставит глубокие и сложные вопросы и темы. А его уникальное владение средствами кинематографа позволяет донести это до зрителя в чрезвычайно эффектной форме.

    ФИЛЬМОГРАФИЯ