Содержание статьи
    Также по теме

    ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА

    ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА. История театра им. Евг.Вахтангова начинается задолго до даты его официального открытия. В конце 1913 группа московских студентов создала Студенческую драматическую студию, целью которой были занятия театральным искусством по системе К.С.Станиславского. Возглавить ее согласился актер и режиссер Художественного театра Евгений Багратионович Вахтангов (1883–1922); его ближайшей помощницей в организации студии была Ксения Ивановна Котлубай (1890–1931). До 1917 студия называлась Студенческой (или Мансуровской, по названию переулка, где временно обосновалась); с 1917 по 1920 – Московской драматической студией Е.Б.Вахтангова. 13 сентября 1920 коллектив был принят в семью Художественного театра под именем его 3-й Студии. 13 ноября 1921 открылся постоянный театр 3-й Студии МХТ (по адресу «Арбат 26», где располагается и поныне). Официально статус театра Студия получила лишь в 1926.

    Студией во главе с режиссером-педагогом Вахтанговым были выпущены спектакли Усадьба Ланиных Б.Зайцева (1914), Чудо святого Антония М.Метерлинка (1918, 1921), Свадьба А.П.Чехова (1920, 1921). Вторые редакции двух последних спектаклей резко отличались от первых вариантов – они были лишены снисходительной мягкости и добродушия, но полны всепоглощающего гротеска. Велась работа над пьесой студийца-поэта П.Антокольского Обручение во сне, репетировались Электра Софокла и Пир во время чумы А.Пушкина.

    В 1919 Студию покинули двенадцать одаренных студийцев (это явилось ударом для коллектива в целом и лично для Вахтангова). Тогда же был объявлен прием на первый курс школы – так появились Б.Щукин и Ц.Мансурова, за ними – Р.Симонов, А.Ремизова, М.Синельникова, Е.Алексеева. В 1922 увидела свет рампы легендарная Принцесса Турандот К.Гоцци (первоначально репетировалась пьеса Шиллера под тем же названием) умирающего Вахтангова. После трагических «спектаклей-криков» (Эрик XIV А.Стриндберга в 1-й Студии МХТ или Гадибук С.Ан-ского в студии «Габима»), изломанно-гротесковых, полных мучительного разлада и кошмарных видений, режиссер в своей последней постановке воспевал жизнь с ее праздничной театральностью. В Принцессе Турандот, ставшей ярчайшим и значительнейшим этапом в истории театра, талантливо играли Мансурова – Турандот, Завадский – Калаф, Орочко – Адельма, Басов – Алтоум, Захава – Тимур, Щукин – Тарталья, Симонов – Труффальдино, Кудрявцев – Панталоне, Глазунов – Бригелла, Ляуданская – Скирина, Ремизова – Зелима и др. Спектакль дважды возобновлялся – Р.Симоновым (1963) и Г.Черняховским (1991).

    После смерти Вахтангова 29 мая 1922 был избран новый Художественный совет Студии: Завадский, Захава, Тураев, Котлубай, Орочко, Толчанов, Ляуданская, Елагина, Глазунов и Басов. Однако коллективное руководство не могло снять возникшего в Студии напряжения: все были уверены в необходимости продолжать вахтанговскую линию, но представления о том, какими методами этого добиваться, у каждого были свои. Многие из учеников Вахтангова тяготели к режиссуре, но явного лидера среди них не было.

    После неудачи спектакля Правда – хорошо, а счастье лучше А.Н.Островского (режиссерский дебют Б.Захавы, 1923) В.Немирович-Данченко назначает директором 3-й Студии Ю.Завадского, чья эксцентрическая постановка гоголевской Женитьбы (1924) стала второй премьерой Студии после смерти Вахтангова. Спектакль не был принят публикой. Завадскому пришлось оставить пост директора, на должность которого был избран актер О.Глазунов.

    В период отстаивания Студией своей независимости (предложение влиться в состав Художественного Театра было отвергнуто) сюда приходит режиссер А.Попов. Сезон 1924–1925 дал сразу две удачи – постановки Попова Комедии Мериме (четыре пьесы из цикла Театр Клары Газуль) и Лев Гурыч Синичкин Д.Ленского. Следом Попов ставит Виринею Л.Сейфуллиной (1925), Зойкину квартиру М.Булгакова (1926), Разлом Б.Лавренева (1927), Заговор чувств Ю.Олеши (1929), Авангард В.Катаева (1930). В день пятилетия Студии, находившейся на подъеме, она была переименована в Государственный академический театр имени Вахтангова. Со второй половины 1920-х годов спектакли ставят Р.Симонов (Марион де Лорм В.Гюго, 1926, и На крови С.Мстиславского, 1928), И.Толчанов (Партия честных людей Ж.Ромена, 1927), Захава (Барсуки Л.Леонова, 1927), осуществляются совместные постановки двух, трех и даже четырех режиссеров (спектакли 1930 Коварство и любовь Фр.Шиллера в постановке Антокольского, О.Басова, Захавы и Темп Н.Погодина в постановке Басова, К.Миронова, А.Орочко, Щукина). В этот же период (с 1927) начинает сотрудничество с театром художник, а впоследствии и режиссер Н.Акимов.

    В конце 1920-х годов все труднее становится работать в театре Попову: терпит неудачу его спектакль Авангард, осложняются отношения с руководством театра, во главе которого стоят Захава и Симонов. 12 мая 1930 в «Литературной газете» появляется заметка: «Ввиду расхождения по вопросам художественно-идеологического руководства из состава Театра им. Вахтангова выбыл режиссер Алексей Попов». В творчестве вахтанговского театра закончился очередной яркий этап. Начатые Поповым репетиции спектакля Темп завершала целая режиссерская коллегия.

    1930-е годы в театре Вахтангова ознаменовались не только постановками советских пьес (Погодина, Катаева, А.Афиногенова, А.Крона, В.Киршона), но и знаменитым Гамлетом Акимова, усмотревшим в шекспировской пьесе борьбу разгульного принца Гамлета (А.Горюнов) за престол – трагедия талантливо подменялась комедией и фарсом. Захава ставит две пьесы М.Горького: Егор Булычов и другие (1932) с Щукиным-Булычовым, признанным в этой роли гениальным, и Достигаев и другие (1933). В сезоне 1936–1937 И.Рапопортом был выпущен спектакль Много шума из ничего Шекспира (с незабываемыми Мансуровой и Симоновым в ролях Беатриче и Бенедикта) – воплощение того, что виделось многим «вахтанговским началом» (ненатужная комедийность, ироничная легкость и блеск остроумия).

    В 1939 художественным руководителем театра назначается Р.Симонов, период коллективного руководства закончился. Театр ведет поиски актуальной советской пьесы; на постановку приглашается бывший главный режиссер Реалистического театра, волею власти слитого с Камерным, Н.Охлопков, который выпускает спектакль Фельдмаршал Кутузов В.Соловьева (1940). В предвоенные месяцы увидели свет Перед заходом солнца Г.Гауптмана (первая самостоятельная режиссерская работа А.Ремизовой), Дон Кихот Булгакова в постановке Рапопорта, Маскарад М.Лермонтова (режиссер А.Тутышкин).

    В первые годы Великой Отечественной войны театр работал в г. Омске (1941–1943). Здесь были поставлены спектакли Олеко Дундич А.Ржешевского и М.Каца и Русские люди К.Симонова (реж. А.Дикий, 1942), Сирано де Бержерак Э.Ростана (реж. Охлопков, 1942), Фронт А.Корнейчука (реж. Симонов, 1942) и др. Был создан Фронтовой филиал театра, выпустивший спектакли Бессмертный А.Арбузова и А.Гладкова (реж. А.Орочко, 1942), Не в свои сани не садись А.Островского (реж. Мансурова, 1944) и Где-то в Москве В.Масса и М.Червинского (реж. Ремизова и А.Габович, 1944) и др.

    В годы войны покидает театр Охлопков, согласившийся возглавить Театр Революции. Бурный успех имеют Слуга двух господ К.Гольдони (1943) в постановке Тутышкина с Н.Плотниковым в роли Труффальдино и комедия-оперетта Ф.Эрве Мадемуазель Нитуш (1944), поставленная Симоновым в оформлении Акимова. В тяжелые для страны и ее искусства послевоенные годы театр вынужден одно за другим выпускать героико-революционные полотна, оправдывавшие, однако, свое существование на сцене серьезностью актерских работ. Таковы были Молодая гвардия по роману А.Фадеева (1948), Первые радости (1950) и Кирилл Извеков (1951) по романам К.Федина в постановке Захавы, где играли Ю.Любимов, Г.Пашкова, М.Астангов, Н.Гриценко и др. Создается череда «сельских» постановок, начало которой было положено спектаклем Приезжайте в Звонковое А.Корнейчука (реж. Ремизова, 1947), а одним из финальных аккордов стала Стряпуха А.Софронова в постановке Симонова (1959). Ставится драматургия К.Симонова, Б.Полевого, Н.Вирты, Н.Погодина, А.Крона. Возобновляются Егор Булычов и другие (1951) и Перед заходом солнца (1954).

    В 1956 театр получает статус академического. С конца 1940-х и до начала 1960-х годов из училища им. Б.В.Щукина в театр приходят те, кого станут называть Вторым поколением вахтанговского театра: 1948 – Е.Симонов, сын главного режиссера Р.Симонова; 1949 – Ю.Борисова, 1950 – М.Ульянов; 1952 – Ю.Яковлев; 1958 – В.Лановой; 1961 – Л.Максакова. В те же годы появились А.Кацынский, А.Парфаньяк, Г.Абрикосов, В.Шалевич, Е.Райкина, Ю.Волынцев и др.

    В 1950 дебютирует в качестве режиссера Е.Симонов (Летний день Ц.Солодаря), ставит Двух веронцев Шекспира (1952), Горя бояться – счастья не видать С.Маршака (1954), Филумену Мартурано Э.де Филиппо (1956) с блистательными Мансуровой и Р.Симоновым, Город на заре А.Арбузова (1957), Маленькие трагедии А.Пушкина (1959), Иркутскую историю Арбузова (1959).