Содержание статьи

    ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА

    ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА, московский государственный, c 1964 – академический. Создан в 1923 под названием Театр им. МГСПС при культотделе Московского Губернского Совета профсоюзов для обслуживания рабочих зрителей. Организатор театра – литератор и режиссер С.Прокофьев.

    Вначале театр был передвижным и ставил дешевые спектакли для массового зрителя. В конце 1922 – первые спектакли: Савва Л.Андреева, инсценировки Овода Э.Войнич, и Парижа Э.Золя. В 1925–1940 театр возглавил Е.О.Любимов-Ланской, (1883–1943), выпускник Харьковской драматической школы. Для его постановок были характерны публицистические острота, склонность к социальным характеристикам персонажей, мастерское построение темпераментных массовых сцен. При нем театр превратился в лабораторию новой драматургии: Шторм (1925) и Штиль (1927) В.Н.Билль-Белоцерковского, Цемент по роману Ф.В.Гладкова (1926), Мятеж (1927) по Д.А.Фурманову, Рельсы гудят (1927) и Город ветров (1929) В.М.Киршона. Героико-революционные произведения о гражданской войне, успехах социалистического строительства стали темами театра, а актеры превратились в агитаторов, пропагандистов.

    В то время стилем театра стал острый социальный анализ, документально точное, почти натуралистическое изображение событий. Театр увлекался эпическим показом революционной борьбы, созданием социально-политических масок. Главным художником театра в то время был Б.Волков, работавший в стиле конструктивизма. В 1920-х театр МГСПС шел в авангарде советского театра, но в 1930-х такой тип театра и актера уже становился невостребованным. Тогда в театре появились И.Н.Берсенев, С.В.Гиацинтова, С.Г.Бирман последователи мхатовской школы психологического реализма. За два года (1936–1938), что они служили в театре, И.Берсенев поставил задачу овладения художественным мастерством, преодоления схематизма в создании образа, оправданности психологического рисунка роли. В репертуаре появилась классика: Васса Железнова (1936) М.Горького в постановке С.Г.Бирман, Моцарт и Сальери (1937) А.С.Пушкина в постановке В.В.Ванина, Каменный гость (1937) С.Бирман, Последняя жертва (1938) А.Н.Островского В.Ванина и С.А.Марголина. В 1930 театр получил название: имени Московского Совета профессиональных союзов, с 1938 работает под современным названием.

    Этапным в жизни театра стал приход в 1940 Ю.А.Завадского (1894–1977), в будущем – народного артиста СССР, (1948), Героя Социалистического Труда, (1973), лауреата Государственных премий СССР (1946, 1951) и Ленинской премии (1965), профессора ГИТИСа. В 1940–1977 был художественным руководителем театра, принеся с собой опыт учебы у Е.Б.Вахтангова и К.С.Станиславского. От Вахтангова воспринял вкус к яркой театральной форме, праздничности, карнавальности, импровизации и изяществу пластического решения, от Станиславского – мастерство психологического анализа. Завадский был горячим поклонником студийности, эксперимента, сценического парадокса, яркой театральности, иронического гротеска (в 1924–1936 он руководил студией, которая в 1936 была направлена в Ростов, составив основу Ростовского театра им. Горького). Блестящий педагог, Завадский воспитал актерскую школу, представленную несколькими поколениями актеров: это В.П.Марецкая, Н.Д.Мордвинов, О.Н.Абдулов, Р.Я.Плятт, М.Б.Терехова, Г.Л.Бортников и др. Пригласил в театр Ф.Г.Раневскую, Л.П.Орлову. Среди его учеников – режиссеры И.С.Анисимова-Вульф, Ю.И.Еремин, Б.Е.Щедрин, А.Л.Шапс, М.З.Левитин (руководитель театра «Эрмитаж»), А.В.Бородин (руководитель РАМТа), он привел в театр К.Гинкаса и Г.Яновскую (руководители МТЮЗа); Ежи Гротовски (Польша), Сюй Сяо Чжун (Китай), Алехандра Гутьерес (Мексика) – также ученики Завадского.

    Помещая в центр спектакля актера, Завадский придавал большое значение изобразительной стороне постановки (его постоянный соавтор – художник А.П.Васильев). Психологическая тонкость, чуткость к жанровому своеобразию драматического произведения, поэтичность, комедийная легкость сочетались в его работах с условной формой спектакля. Среди его лучших постановок лирическая Машенька (1941) А.Афиногенова, искрометная Трактирщица (1940) К.Гольдони, психологическая трагедия Нашествие (1943) Л.М. Леонова, Чайка (1945) А.П.Чехова, гротескная Госпожа министерша (1946) Б.Нушича, Шторм (1951) В.Билль-Белоцерковского, трагически философский Маскарад (1952, 1963) М.Ю.Лермонтова (с Н.Мордвиновым в главной роли), Виндзорские насмешницы (1957, 1967) У.Шекспира.