Содержание статьи

    ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА

    ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА, Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета создан в Ленинграде в 1933 году.

    За годы своего существования несколько разменял название:

    1933–1952 – Ленинградский государственный Новый театр

    1953–1980 – Ленинградский государственный театр им. Ленсовета

    1981 – Ленинградский государственный академический театр им. Ленсовета

    1992 – Санкт-Петербургский государственный академический Открытый театр

    1999 – Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета.

    Первый спектакль Ленинградского государственного Нового театра состоялся 19 ноября 1933 года. Это была пьеса Бешеные деньги А.Островского в постановке режиссера И.Кролля. С самого начала основной акцент ставился на студийных принципах Нового театра.

    Первая премьера состоялась в оборудованном театральном здании – помещении бывшей голландской церкви на Невском, 20, где прежде работал расформированный Реалистический театр. Значительная часть его труппы влилась во вновь организованный театральный организм.

    Однако через два месяца после открытия здание бывшей голландской церкви сильно пострадало от пожара, молодой театр остался без крова. Несмотря на то, что практически сразу было принято решение о предоставлении театру другого помещения, на ул. Рубинштейна, период скитаний затянулся почти на три года: здание требовало серьезного ремонта. Только в 1936 театр открыл сезон на новом месте спектаклем Слава по пьесе М.Гусева.

    Творческая ситуация в Новом театре складывалась довольно парадоксально. Большинство актеров обладали значительным опытом эстрадной работы; однако именно эстетические принципы эстрадного действа считались в театре порочными и искоренялись всеми способами. Так, например, в спектакле Слава две эпизодические роли исполнял молодой, тогда еще никому неизвестный актер Аркадий Райкин. Его работа была оценена чрезвычайно низко именно из-за следования эстрадной эстетике, и артист очень скоро вынужден был покинуть Новый театр. В целом в своих эстетических поисках театр колебался между публицистическим и традиционно-реалистическим стилями. Традиционная стилистика использовалась в основном в спектаклях по классическим произведениям, при этом в своей репертуарной политике театр ориентировался на пьесы, не имевшие к тому времени значительной сценической истории (Три сестры, Варвары, Повести Белкина).

    В 1937 Новый театр возглавил известный актер и режиссер мхатовской школы, воспитанник К.С.Станиславского Б.Сушкевич. Он привел с собой выпуск своего курса Центрального театрального училища (ныне – СПГАТИ). На сцене Нового театра появились дипломные спектакли этого курса (Мера за меру и Дети Ванюшина). Театр вновь объединился на основе студийных принципов работы. В репертуарной политике отчетливо была видна тяга к серьезным историческим проблемам (Мария Стюарт и Заговор Фиеско Шиллера, Перед восходом солнца Г.Гауптмана).

    В октябре 1940 Новый театр выехал на гастроли на Дальний Восток, по военной путевке обслуживать части Особой Дальневосточной армии. В Ленинград вернулся только после Великой Отечественной войны, в августе 1945. Именно тогда Новый театр получил свое нынешнее помещение – здание на Владимирском проспекте, 12. Когда-то здесь размещался купеческий клуб с рестораном, игорным залом, отдельными кабинетам, и носящий название «Игорного дома».

    В 1946 Б.Сушкевич скончался, и Новый театр остался без художественного руководства. Недолгое время театр возглавляли Б.Зон, С.Морщихин. А в 1951 главным режиссером Нового театра стал Н.Акимов, проработавший здесь пять лет, до своего возвращения в Театр комедии.

    И вновь в театре складывается парадоксальная ситуация. Недавние ученики Б.Сушкевича, прошедшие школу мхатовского психологизма, столкнулись с полярной индивидуальностью режиссера. Н.Акимов последовательно исповедовал принципы эксцентрики, яркой внешней формы, преобладающей над психологической убедительностью. Основная профессия и мощная индивидуальность Акимова как сценографа закономерно приводили в тому, что психологизм в его театральной концепции отодвигался на периферию сценического действа, гораздо важнее оказывалась тщательная разработка визуального образа спектакля. Тем не менее, именно этот опыт привел Новый театр к первому серьезному творческому взлету. Актеры с радостью окунулись в непривычную для них игровую стихию, азартно осваивали новые принципы существования на сценической площадке. Наиболее значительными спектаклями акимовского периода стали его постановки пьес Тени М.Салтыкова-Щедрина и Дело А.Сухово-Кобылина. В спектаклях современного репертуара также преобладала комедия (Весна в Москве М.Гусева, Европейская хроника А.Арбузова). В этот период в театре работали такие актеры, как Г.Короткевич, П.Панков, А.Абрамов, В.Петров, О.Каган и др.