Содержание статьи

    ТЕАТР КАМЕНСКОГО

    ТЕАТР КАМЕНСКОГО, театр графа С.М.Каменского (1771–1835), существовавший с 1815 по 1835 как традиционно крепостной театр и видоизменившийся после смерти владельца. О графе С.М.Каменском писал А.И.Герцен в Сороке-воровке: «Был очень богат и проживался на театр. В нем была русская, широкая, размашистая натура: страстный любитель искусства, человек с огромным вкусом и тактом роскоши». Современники называли графа Каменского «полоумным», не отрицая, однако, что он был одним из самых образованных людей своего времени, имел обширную библиотеку, переводил произведения драматургии с европейских языков, был автором нескольких книг. Уйдя с военной службы, граф поселился в Сабурове, имении отца в нескольких верстах от Орла. Здесь был построен театр – двухэтажное здание с колоннами, в котором на протяжении двух десятилетий давались спектакли, доставлявшие, по отзывам современников, «немалое удовольствие орловцам, хвалившимся тем, что они не в пример другим губерниям имеют свой собственный театр, привлекавший к себе посетителей не только из уездов Орловской губернии, но и из городов окрестных губерний, пробавлявшимися театрами крайне невзрачными и содержимыми какими-нибудь антрепренерами-горемыками, нанимавшими труппу за медные гроши».

    Театр графа Каменского был публичным, доступным для всех желающих. Граф сам продавал билеты, издавал журнал «Друг россиян», где печатал отрывки из пьес, размышления о спектаклях (вышло 6 номеров журнала). Спектакли давались три раза в неделю, в репертуаре театра были пьесы Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, И.А.Крылова, У.Шекспира, Ф.Шиллера. Кроме драматической труппы, театр включал оперную, балетную труппы, хор и два оркестра. Декоратором был известный итальянский художник Доменико Скотти. За первые полгода существования театра было дано 82 представления: 18 опер, 15 драм, 41 комедия и 6 балетов. Образованность графа, его любовь к театру и широта интересов не мешали Каменскому жестоко пороть и муштровать своих крепостных артистов, сидя во время представления с кнутом в руке. Впоследствии граф Каменский разорился на театре, в 1834 выдал вольные крепостным артистам и тихо, в безвестности, ушел из жизни в 1835 (похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище).

    Театр, однако, не прекратил существования. Часть актеров осталась, и на протяжении всего 19 в. театр существовал при разных антрепренерах. В 1842 проездом в Харьков здесь выступил М.С.Щепкин, его партнершей была А.Кравченко, крепостная актриса графа, купленная им в шестилетнем возрасте. Каменский дал ей образование и воспитал актрису, отличавшуюся, по отзывам современников, большим талантом.

    Расцвет Театра Каменского приходится на 1870-е годы, во времена антрепризы П.М.Медведева. В эти годы здесь блистали М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, М.П.Писарев, В.Н.Давыдов. Это был уже городской театр, с которого началась история Орловского драматического театра, носящего ныне имя И.С.Тургенева. В 1990-е годы в верхнем фойе театра режиссером Б.Н.Голубицким был открыт Музейный театр графа С.М.Каменского – на маленькой сцене этого театра идут камерные спектакли из репертуара графа и произведения русской классики.