Содержание статьи
    Также по теме

    ТОДОРОВСКИЙ, ПЕТР ЕФИМОВИЧ

    ТОДОРОВСКИЙ, ПЕТР ЕФИМОВИЧ (1925–2013), российский режиссер, оператор, сценарист, композитор. Народный артист РСФСР (1985). Заслуженный деятель искусств УССР (1967).

    Родился 26 августа 1925 в городе Бобринец Кировоградской области Украинской ССР. С детства любил музыку, занимался в кружке художественной самодеятельности. Однако все мечты мальчика разрушила Великая Отечественная война – когда она началась, Тодоровскому не было и 16 лет. В 1943, в самый разгар войны, он стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища. В 1944 был направлен на фронт командиром взвода. Был ранен, однако воевал до самого дня Победы, дошел до Эльбы. На фронте Тодоровский увидел работу фронтовых операторов и решил, что если останется жив, то обязательно овладеет этой профессией.

    После окончания войны еще три года оставался в армии. Впечатления войны и армейской службы легли в основу многих последующих фильмов Тодоровского (Верность, Военно-полевой роман, Анкор, еще анкор!, В созвездии Быка и др.)

    После демобилизации поступил на операторский факультет ВГИКа (мастерская Б.Волчека. После службы в армии учеба Тодоровскому давалась нелегко, стипендии он не получал, и приходилось подрабатывать.

    Окончив ВГИК в 1954, был принят оператором на Одесскую киностудию, где проработал 10 лет. Первым фильмом, который снимал Тодоровский в качестве оператора, стала лента Весна на Заречной улице (1956, режиссер М.Хуциев). Работа в Одессе принесла Тодоровскому-оператору первую профессиональную награду – вторую премию на Всесоюзном кинофестивале Минск-60, за фильм Жажда.

    В 1960 он дебютировал в качестве композитора, автора музыки к фильму Сильнее урагана. А в 1962 впервые попробовал себя в качестве режиссера (кинофильм Никогда, совместная режиссура с В.Дьяченко).

    Режиссерский дебют состоялся благодаря стечению обстоятельств. Дьяченко к тому времени только закончил ВГИК, и его дебютную режиссерскую работу решили подстраховать еще одним режиссером. Кандидатура Тодоровского возникла у автора сценария, Г.Поженяна. Это назначение не было принято безоговорочно: репутация Тодоровского-оператора к тому времени уже сложилась, не было ясно сможет ли он реализовать себя в качестве режиссера. Поженян добился назначения Тодоровского сорежиссером и главным оператором фильма. Этот фильм открыл Тодоровскому путь в режиссуру.

    Имея операторское образование, он постигал режиссуру (впрочем, как композиторское и сценарное искусство) на практике. Известно, что дилетант может создать одно талантливое художественное произведение, стабильность же творческого успеха обеспечивает профессионализм. Как режиссер и сценарист, Тодоровский формировался с помощью М.Хуциева, Б.Окуджавы, Г.Поженяна, А.Володина. Дальнейшее творчество Тодоровского подтвердило его высокий профессиональный уровень: учась профессии у мастеров, он сумел избежать ученического подражания, найти и развить собственную яркую индивидуальность. Тематика и жанры его фильмов разнообразны, однако его творческий почерк и авторская интонация узнаваемы. В фильмах Тодоровского есть настроение – лирическое и элегичное, подробно и любовно воссоздана атмосфера времени, складывающаяся из убедительных деталей. И в его фильмах обычно присутствуют интересные работы. Так, например, поистине «звездной» стала главная роль Е.Яковлевой в Интердевочке, открытием стали работы Е.Миронова и И.Розановой в фильме Анкор, еще анкор!, новыми гранями раскрылись индивидуальности Н.Андрейченко и Н.Бурляева в Военно-полевом романе и т.д.

    Первый самостоятельный фильм (Верность, 1965) Тодоровский снял по собственному сценарию, написанному по военным впечатлениям. В этом же году он стал лауреатом Венецианского кинофестиваля в номинации «Дебют». Эта награда стала первой в череде дальнейших. Фильм 1983 Военно-полевой роман был номинирован на «Оскара»; в 1984 на Международном кинофестивале в Испании он получил приз за лучший сценарий. В 1989 за фильм Интердевочка получил призы «Ника» и «Созвездие-90», а также специальный приз жюри Международного фестиваля в Токио. Следующие «Ника» и «Созвездие-93» были получены Тодоровским в 1992 за фильм Анкор, еще анкор! Фильм также награжден призом за лучший сценарий Международного кинофестиваля Токио-93 и главным призом Открытого фестиваля в Сочи. В 1995 лента Какая чудная игра получила главный приз на Международном фестивале «Киношок». В 1996 Тодоровский был удостоен Государственной премии России. А в 2000 режиссер получил специальный приз Президента за выдающийся вклад в развитие российского кино.

    В начале 1990-х супруга П.Тодоровского, Мира Тодоровская, создала собственную независимую киностудию «Мирабель», где режиссер с этого времени снимал все свои фильмы.

    П.Тодоровский с 1974 жил и работал в Москве. Он скончался после продолжительной болезния в московской больнице в ночь с 23 на 24 мая 2013.

    ФИЛЬМОГРАФИЯ (режиссерская):

    Верность (1965), Фокусник (1967), Городской романс (1970), Своя земля (1973), Последняя жертва (1975), В день праздника (1978), Любимая женщина механика Гаврилова (1981), Военно-полевой роман (1983), По главной улице с оркестром (1986), Интердевочка (1989), Анкор, еще анкор! (1992), Какая чудная игра (1995),

    Ретро втроем (1998), Жизнь забавами полна (2002), В созвездии Быка (2003).

    Татьяна Шабалина

    ПЕТР ЕФИМОВИЧ ТОДОРОВСКИЙ

    Литература

    Тодоровский П. «Этот фильм был мощным трамплином…» Беседу ведет Н.Мазур. Киноведческие записки. № 65
    Васильев Ю. «Неровный режиссер» Петр Тодоровский. Московские Новости, 28 августа 2002
    Боброва Н. Петр Тодоровский: Жажда славы, денег, красивой жизни – такая суета и безвкусица. Вечерняя Москва, 2004, № 45 (23843) от 11 марта