Содержание статьи
    Также по теме

    ЦЕМАХ, НАУМ ЛАЗАРЕВИЧ

    ЦЕМАХ, НАУМ ЛАЗАРЕВИЧ (1887–1939), актер, создатель и руководитель театра «Габима» до 1927. Биографических данных о Цемахе практически не сохранилось. Учитель иврита в Белостоке. В 1909 на торжественном открытии белостокского отделения «Общества любителей еврейского языка» выступил созданный Цемахом «Еврейский любительский артистический кружок», впервые в России была сыграна на иврите переделка мольеровской Школы мужей (спектакль шел под названием Мораль для дурной молодежи). Вскоре на основе белостокского кружка Цемах создал передвижной театр «Габима», показавший свой первый спектакль Слушай, Израиль! О.Дымова. Спектакль был с успехом сыгран в Вильно (Вильнюс) и других городах, после чего Цемах решил преобразовать труппу из любительской в профессиональную. В 1913 труппа Н.П.Орленева показывала в Белостоке Преступление и наказание по Ф.М.Достоевскому, где роли Мармеладова и Порфирия Петровича исполнял опытный провинциальный артист И.Бертонов, начавший брать у Цемаха уроки иврита. Цемах, в свою очередь, брал у Бертонова уроки актерского мастерства. В Вене во время Второго Сионистского конгресса «Габима» показала спектакль Вечный странник Дымова, но участникам Конгресса была безразлична судьба театра, надежды Цемаха и Бертонова на помощь не оправдались. Бертонов остался в Вене, Цемах отправился в Варшаву, где познакомился с М.Гнесиным, мечтавшим, создав еврейский театр, добраться с ним до «земли обетованной» – Иерусалима. Сотрудничество с Гнесиным оказалось долгим и плодотворным. Начались поиски будущих актеров. Лучшую актрису «Габимы», Хану Ровину, Цемах нашел в школе по подготовке воспитателей еврейских детских садов.

    Во время Первой мировой войны Цемах оказался в Москве и обратился с просьбой о поддержке театра на иврите к главному раввину Москвы Я.Мазэ; 10 октября 1916 было зарегистрировано еврейское драматическое общество «Габима», в 1917 был объявлен набор в труппу. Вся дальнейшая жизнь Цемаха до 1927 связана с историей театра. Умный и энергичный организатор, человек честолюбивый и властолюбивый, Цемах, по свидетельству современников, был выдающимся артистом. Уже в первом спектакле, Вечер студийных работ (1918), его работа была отмечена критиком О.Леонидовым: «Такое перевоплощение, такое полное слияние... такой отказ от себя, от своей индивидуальности не часто находишь и в игре опытных актеров-профессионалов». Играя Пророка в трагедии Д.Пинского Вечный жид, Цемах, по словам критика М.Загорского, «дал очень интересный внешний рисунок... в его изображении этот вечный странник на вселенских дорогах вырос до должных и соответствующих замыслу драматурга символических очертаний». «Цемах – трагический актер, – писал Л.Никулин, – полнозвучный, патетичный, не приторный, не истерический. Он светится мыслью, она всегда в нем, в каждом его движении, в каждом слове и в самом молчании». Еще более эмоциональными были высказывания критиков о работе Цемаха в легендарном спектакле Гадибук С.Ан-ского, где он воплотил образ Азриэля, «цадика монументального и трагически-величавого. Жесты солнечные, сухие. Голос уверенного в себе призывного рога» (А.Волынский). Среди получивших известность ролей Цемаха Исав (Голем), Сатана (Сон Иакова).

    В 1926 «Габима» отправилась на длительные гастроли в Европу. Труппа восстала против единовластия Цемаха, считая его, хорошего организатора, мало разбирающимся в художественно-творческих вопросах, и Цемах сложил с себя руководство театром. Написавший первую большую статью на русском языке о «Габиме» Гнесин не назвал Цемаха создателем театра, Цемах потребовал опровержения. Гнесин оставил «Габиму», вслед за ним из театра начали уходить актеры. В 1927 в Америке была предпринята последняя попытка примирения, завершившаяся тем, что часть артистов, по предложению Цемаха, осталась с ним в Нью-Йорке (всего десять человек, включая брата Цемаха, актера В.Л.Цемаха, его сестру Шифру Баракас-Цемах и жену Мириам Гольдину). С ними Цемах попытался организовать «американскую» «Габиму». Сон Иакова, показанный группой, сошел через несколько представлений – театр на иврите был никому не нужен. Цемах уехал в Сан-Франциско, с большим успехом поставил английскую версию Гадибука. В 1930, надеясь в Голливуде снять киноверсию Гадибука, организовал молодежный клуб, где выступал с концертами. В 1933 поставил в Нью-Йорке на идише с непрофессиональными актерами драму Г.Лейвика Героические годы, завершив на этом свою карьеру.

    Умер Цемах в Нью-Йорке в 1939.

    Литература

    Варди Д. На моем пути. Тель-Авив, 1974
    Чехов М. Литературное наследие, т. 1–2. М., 1995
    Иванов В.В. Русские сезоны театра «Габима». М., 1999