Содержание статьи
    Также по теме

    УАЙЛДЕР, ТОРНТОН НАЙВЕН

    УАЙЛДЕР, ТОРНТОН НАЙВЕН (Wilder, Thornton Niven) (1897–1975), американский драматург и романист. Родился 17 апреля 1897 в Мадисоне (шт. Висконсин). В 1920 окончил Йельский университет, в 1925 получил степень магистра в Принстонском университете. С 1930 по 1936 читал курс сравнительного литературоведения в Чикагском университете. Преподавал в Гарвардском и ряде других университетов, в т.ч. в Европе.

    Литературную деятельность начал в 1926 романом Каббала (The Cabala) и пьесой Труба затрубит (The Trumpet Shall Sound). Был удостоен Пулитцеровской премии в 1928 за повесть Мост короля Людовика Святого (The Bridge of San Luis Rey, 1927), в 1938 за Наш городок (Our Town, 1938) и в 1943 за пьесу На волосок от гибели (The Skin of Our Teeth, 1942). Награжден Золотыми медалями Американской академии искусств и литературы в 1952 и 1962, а в 1965 – первой Национальной медалью. За роман День восьмой (The Eight Day, 1967; рус. перевод 1976) в 1967 получил Национальную книжную премию.

    Отличительная черта пьес Уайлдера – намеренное нарушение общепринятой драматургической техники. В Купце из Йонкерса (The Merchant of Yonkers, 1938; в 1954 переделана в СвахуThe Matchmaker) Уайлдер приблизил зрителей к сценическому действию, заставив персонажей обращаться прямо к публике. Наш городок исполняется на сцене без декораций и занавеса. Используется несколько бутафорских предметов, перемещаемых по сцене помощником режиссера, который к тому же комментирует действие и характеризует персонажей. Фактически пьеса представляет собой рассказ этого комментатора и разыгрывается под его руководством. Отсутствие декораций акцентирует тему: вечность и универсальность жизненных ритмов, не ограниченных географическими и временными рамками. Пьеса На волосок от гибели представляет в драматической форме вечную борьбу человечества за существование и охватывает весь путь цивилизации – от ледникового периода через библейские времена к современному Нью-Джерси.

    Так же, как в драматургии, варьируется фон и в прозе Уайлдера – от дохристианской Греции в Женщине с Андроса (The Woman of Andros, 1930) до США в 1920-е годы в Теофиле Норте (Theophilus North, 1973) и в кризисные 1930-е годы в романе Небо – моя обитель (Heaven's My Destination, 1935). Уайлдер затрагивает в своих романах нравственные и философские темы, занимавшие человечество на протяжении всей истории. В повести Мост короля Людовика Святого катастрофа на мосту служит толчком к размышлениям о том, что управляет человеческой судьбой – промысел или случай. Жизнь трактуется как целостный, хотя и таинственный процесс. В Мартовских идах (The Ides of March, 1948) через вымышленные письма и документы Юлий Цезарь изображен как деятель, стоящий перед той же дилеммой – свобода воли или предопределение.

    Умер Уайлдер в Хамдене (шт. Коннектикут) 7 декабря 1975.

    См. также АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ.

    ТОРНТОН НАЙВЕН УАЙЛДЕР.  Library of Congress

    Литература

    Уайлдер Т. Мост короля Людовика Святого. День восьмой. М., 1976
    Злобин Г. Куски ковра, или Мосты Торнтона Уайлдера. – Иностранная литература, 1977, № 6
    Уайлдер Т. Наш городок. М., 1979
    Уайлдер Т. Небо – моя обитель. – В кн.: История любви. М., 1979
    Уайлдер Т. Мартовские иды; Теофил Норт. М., 1981
    Фридштейн Ю.Г. Торнтон Уайлдер: Биобиблиографический указатель. М., 1984