Содержание статьи
    Также по теме

    УИЛСОН, РОБЕРТ

    УИЛСОН, РОБЕРТ (Wilson Robert), (р. 1941), американский художник, режиссер, артист.

    Родился в 1941 в Вако, штат Техас. Проучившись три года в Техасском университете на факультете «административное дело», перешел в Институт Пратт в Нью Йорке, где изучал архитектурный дизайн. Занимался с больными детьми по собственному методу, которому научился у танцовщицы Бёрд Хоффман, избавившей его от юношеской скованности путем овладения своим телом, простыми физическими движениями. Принцип: через движение и пластику к внутренней свободе существования актера на сцене лежит в основе всей его театральной деятельности. Она началась в годы учения в Институте, когда Уилсон сделал сценографию для нескольких танцевальных вечеров, а затем вместе с товарищами исполнял собственные номера и перформансы.

    К театру пришел от пластического творчества, которое оставалось определяющим. Продолжает активно им заниматься одновременно с постановками спектаклей. Ежегодно показывает выставки живописи, графики, скульптуры (скульптурами он называет проектируемые для сцены дизайнерские вещественные объекты – стулья, кресла и т.п.), а его инсталляции и энвайронменты (как Воспоминания о революции, Штутгарт, 1987, Портрет, натюрморт, пейзаж, Роттердам, 1993, H.G., Лондон, 1995, Steel Velvet, Мюнхен, 1997, 14 остановок, Оберммергау, 2000 и др.) стали своего рода экспозиционным «театром без актеров». В 1993 был удостоен главного приза Венецианской биеннале пластических искусств – Золотого льва за инсталляцию Потеря памяти (Memory / Less).

    «Я визуальный художник, работающий в театре», – объясняетУилсон пластическую природу своей режиссуры. Создал свой театр художника, который воплотился и на драматической сцене, и на музыкальной, и в видеофильмах. Необычны методы его работы над спектаклем. На первом и наиболее длительном этапе он рисует т.н. «визуальную книгу» и разрабатывает минималистское пустое пространство в разных состояниях, партитуру сценического света, как главного элемента и самостоятельного средства выразительности (свет «подобен актеру», «наиболее важный актер на сцене»), проектирует немногочисленные скульптурные объекты конструктивистской мебели, сочиняет графику их движений, жестов, поз, как основу партий персонажей и сценической композиции в целом. С освоения актерами «визуальной книги» Уилсон начинает репетиции всех спектаклей, требуя абсолютной точности выполнения рисунка каждого движения. Малейшее отклонение от заданного хронометража, траектории, ракурса недопустимы. И только после этого он предлагает им «аудиокнигу» – вербальный или вокальный текст, который обретает идеальные условия для звучания, благодаря тому, что слышимое отстраняется видимым (как и внутренняя эмоциональная напряженность – внешне бесстрастностью исполнения). Высоких результатов этот метод достигал, когда Уилсон работал с выдающимися артистами, как М.Хоппе, И.Юппер, Ю.Лямпе – в драме, Д.Норман, М.Кабалье, А.С.фон Оттен – в опере. Они признавались, что открыли в себе совершенно новые, ранее неведомые, возможности.

    Сценические композиции Уилсона обладают чертами классичности. Это симметрия всех частей спектакля. Их сбалансированность и уравновешенность. Строгая, четкая и ясная архитектоничность. Геометрическая выстроенность горизонтали – вертикали. Соразмерность пропорций. Разреженность пространства и его минимализм. Построение мизансцен по законам красоты и гармонии. Наконец, подчеркнутая замедленность, растянутость актерских движений, их повторы-рефрены, долгие «стоп-кадры».

    Путь к такому классическому театру художника пролегал через авангардные, самого радикального характера, эксперименты. Это были постановки организованной в 1967 на чердаке дома 141 нью-йоркской Спринг-стрит Студии, которой Уилсон дал имя Бёрд Хоффман и в которой работал до середины 1970-х со своими учениками, друзьями и всеми желающими принять участие в его спектаклях. Студия начиналась с коротких спектаклей. Затем были осуществлены большие проекты: Король Испании и Жизнь и время Зигмунда Фрейда (1969), Гора Ка и Сторожевая терраса (1972, представление под открытым небом в иранском Ширазе, показывавшееся семь вечеров), двенадцатичасовая акция Жизнь и время Иосифа Сталина (1973). Наибольшую известность принес спектакль Взгляд глухого (1970), который был показан на гастролях в Европе. «Чудо, которое мы ожидали, произошло…, – писал Луи Арагон. – Я не видел никогда ничего столь прекрасного…». Это произведение французские критики назвали «безмолвной оперой», подчеркивая визуальный характер постановок Студии. Уилсон начал эксперименты с «аудиокнигой». В 1974 показал композицию Письмо Королеве Виктории, построенную на игре со словом. В 1976 предложил композитору-минималисту Ф.Глассу сочинить музыкальную «аудиокнигу» по нарисованной им «визуальной книге» оперы Эйнштейн на пляже. Премьера состоялась на Авиньонском фестивале. Этот спектакль стал первым опытом постановки Уилсоном музыкального спектакля и открыл длинный список оперного репертуара.

    На родине эксперименты Уилсона не получали понимания и поддержки. Он находился в оппозиции к тому, что считалось лицом американского театра, – к Бродвею и к Метрополитен опере. Признание получил в Европе, где начал работать с 1979, когда П.Штайн пригласил его в западноберлинский театр Шаубюне, и Уилсон поставил «оперу с музыкой в 2-х действиях» Смерть, Деструкция и Дейтройт 1. Затем последовали другие спектакли – на драматических и музыкальных сценах Германии, Франции, Италии, др. стран Европы и мира. В 1984 задумал осуществить грандиозный интернациональный проект «Гражданские войны» в Америке, в фестивальной программе Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, но и на этот раз не получил поддержки, и голландская, немецкая, итальянская, французская, японская, испанская части проекта были показаны только в этих странах.

    В драматическом театре Уилсон предпочитал работать с текстами, в которых ощущает музыкальность звучания и их пластичность. Это прежде всего У.Шекспир. Из писателей 20 в. – А.Чехов, А.Стриндберг, В.Вульф, Г.Стайн и Х.Мюллер. В опере близкими ему композиторами являются К.В.Глюк, В.А.Моцарт, Дж.Пуччини, Р.Вагнер, К.Дебюсси, И.Стравинский. С равным успехом ставил произведения современных композиторов, в том числе мюзиклы (цикл из трех спектаклей на сцене гамбургского Талия театра Черный всадник, Алиса и Время рокера и др.). Наряду с режиссурой выступал как актер – в Кроткой по Ф.Достоевскому, в сочиненной для себя композиции Гамлет-монолог, в видеофильме Смерть Мольера, где он исполнял главную роль. Уилсон раздвинул границы художественных возможностей театра художника. Подняв уровень пластической культуры спектаклей, открыл новые горизонты развития мирового сценического искусства в целом.

    Виктор Березкин

    Литература

    Brecht S. The Theatre of Vision. Robert Wilson. Frankfurt, 1978
    R. The Theatre of Images. New York, 1984
    S. Robert Wilson and His Collaborators. New York, 1989
    F. Robert Wilson's Vision. Boston, 1991
    A. The Theatre of Robert Wilson. Cambridge, 1996
    F., Bertoni F.and Stearns R. Robert Wilson. New York, 1998
    Березкин В.И. Роберт Уилсон. Театр художника. М., 2003