Содержание статьи
    Также по теме

    ВАСИЛЬЕВ, ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ

    ВАСИЛЬЕВ, ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ (р. 1940), артист балета, балетмейстер, педагог. Родился в Москве 18 апреля 1940. По окончании Московского хореографического училища в 1958–1988 – ведущий танцовщик Большого театра. Начал с ролей, пластика которых тяготела к характерности: русские образы Данилы в балете Каменный цветок Ю.Н.Григоровича (музыка С.С.Прокофьева, 1959) и Иванушки в балете Конек-Горбунок А.И.Радунского (музыка Р.К.Щедрина, 1960), ориентальные образы, в частности, в балете Лейли и Меджнун К.Я.Голейзовского (музыка С.А.Баласаняна, 1964). Однако, проявив редкую способность подчинять танец стилистике образа и одновременно последовательно развивая виртуозную классическую технику, стал исполнять все ведущие роли классического реперуара, как лирические (Жизель в традиционной хореографии, музыка А.Адана), так и комедийные (Дон Кихот А.А.Горского, музыка Л.Минкуса). Особое место в творчестве Васильева занимают роли в балетах Григоровича: Щелкунчик (музыка П.И.Чайковского, 1966); Спартак (музыка А.И.Хачатуряна, 1968), где он сыграл героического вождя восстания рабов и одновременно человека, способного на пылкую любовь; Ангара (музыка А.Я.Эшпая, 1976) и др. Васильев выступал также в спектаклях Мориса Бежара (в том числе Петрушка, музыка И.Ф.Стравинского, 1977), Ролана Пёти (Голубой ангел на музыку М.Констана, 1987), Лорки Мясина (Грек Зорба, на музыку М.Теодоракиса, 1988). Начиная с 1970-х годов начал ставить балеты, во многих случаях создавая в них роли для самого себя: в Большом театре – Икар (музыка С.М.Слонимского, 1971 и 1976), Макбет (музыка К.В.Молчанова, 1980), Анюта (музыка В.А.Гаврилина, 1986) и др., в других труппах – балеты Ромео и Джульетта (музыка С.С.Прокофьева, 1990), Золушка (музыка его же, 1991) и др. Кроме того, Васильев ставил телебалеты (Анюта, 1982, Дом у дороги, музыка Гаврилина, 1984) и выступал в них. В 1995–2000 Васильев занимал пост художественного руководителя-директора Большого театра; здесь осуществил постановки: Лебединое озеро (музыка Чайковского, 1996; Жизель (1997), Балда (по сказке А.С.Пушкина, на музыку Д.Д.Шостаковича, 1999).

    Васильев получил известность во всем мире как один из выдающихся классических танцовщиков последней четверти 20 в. Особой популярностью пользовался дуэт Васильева и Е.С.Максимовой.

    См. также БАЛЕТ.

     ИТАР-ТАСС     ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ

    Литература

    Львов-Анохин Б.А. Владимир Васильев. М., 1998