Содержание статьи
    Также по теме

    ВИВЬЕН, ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ

    ВИВЬЕН, ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ (1887–1966), русский актер, режиссер, педагог. Родился 17 (29) апреля 1887 в Воронеже. В 1910 окончил Политехнический институт в Петербурге по специальности «инженер железобетонных конструкций». В том же году поступил в Петербургское театральное училище (класс В.Н.Давыдова). В студенческие годы посещал студию на Бородинской по приглашению Вс.Мейерхольда. Бородинская была не только студией, но и кружком людей, увлеченных идеями эстетической перестройки театра. В постановке Маскарада Мейерхольд поручил Вивьену роль Пьеро, – это была первая роль в Маскараде, сыгранная Вивьеном. С 1911 выступал на сцене Александринского театра. За время обучения сыграл роли Жадова Доходное место, Райского (Обрыв), Томилина (Порыв Ракшанина) и др. По окончании училища в 1913 был зачислен в труппу Александринки. Создал Хлестакова, Незнамова, Глумова (На всякого мудреца довольно простоты), Хиггинса (Пигмалион), Карандышева (Бесприданница) и др. В 1915 гастролировал в Петрозаводске в труппе Б.Бертельса. В 1916 на постановке пьесы Андреева Тот, кто получает пощечины Вивьен встретился с режиссером Н.В.Петровым. Петров внес в Александринку «мхатовскую струю», а для Вивьена момент перестройки был особенно важен. Совместно с Петровым им в Театральном училище была прочитана лекция О школьной педагогии сценического искусства.

    В 1917–1918 входил во Временный комитет и Совет Александринского театра, содействуя смене эстетических и идейных основ этого театра. По решению совета возобновляется Маскарад, и Вивьену достается роль Арбенина. В 1918 была организована Школа актерского мастерства (ШАМ, ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), и Вивьена назначили ее ректором. ШАМ ставила задачей обучить студента мастерству и воспитать сознательное отношение к искусству. В 1919 Вивьеном были созданы две передвижные труппы для обслуживания фронтов гражданской войны. Весной 1922 на базе Школы актерского мастерства и Курсов мастерства сценических подготовок возник Институт сценических искусств (ИСИ), который возглавил Вивьен. Одновременно он продолжал педагогическую работу в школе-студии при Академическом театре драмы (бывшая Александринка). Актерские работы Вивьена того периода отличались логической четкостью построения образа, мастерской лепкой характеров: Петр (Мещане), Протасов (Дети солнца), Яков Бардин (Враги), Эуген (Эуген Несчастный Толлера), Яго и др. С момента появления первых произведений советской драматургии стал ее активным пропагандистом. Играл роли Боброва (Страх Афиногенова), Платона Кречета, профессора Забелина (Кремлевские куранты). В 1924 впервые выступил как режиссер, поставив спектакли Виринея Сейфуллиной и Правдухина и Пугачевщина Тренева. В 1930-е годы активно гастролирует по стране.

    В 1933 назначен художественным руководителем Театра Красной Армии, возникшего на базе Филиала Государственной драмы. (Впоследствии ТКА преобразовался и получил название «Театр под руководством Л.С.Вивьена», позднее – Реалистический театр. Спектакли – Правда хорошо, а счастье лучше, Чапаев, Шторм, Борис Годунов). Поставленный им в этом театре спектакль Дума о Британике стал для Вивьена этапным.

    С 1938 – главный режиссер и художественный руководитель ленинградского Академического театра имени Пушкина. В 1939 театр впервые в полном составе приехал на гастроли в Москву. В гастрольном репертуаре были спектакли Маскарад, Лес, Ленин, Свадьба и др. В том же году Вивьен утвержден в ученом звании профессора по кафедре мастерства актера Ленинградского театрального института.

    В начале войны вместе с театром эвакуируется в Новосибирск, где в помещении театра «Красный факел» продолжает активно работать в качестве режиссера и актера. Одной из лучших его работ считается возобновленный спектакль Платон Кречет А.Корнейчука, в котором Вивьен выступает в роли Платона. Спектакли, поставленные им в период 1940–1950-х годов, отличались глубиной раскрытия режиссерского замысла, четкой психологической разработкой характеров. Среди его лучших режиссерских работ – Макбет (1939), Русские люди (1943), Нашествие (1944), Великий государь Соловьева (1945), Дядя Ваня (1946), Жизнь в цвету Довженко (1947), Незабываемый 1919-й Вишневского (1949), Чайка (1954), Игрок Достоевского (в 1957 совместно с В.Эренбергом). С 1957 возглавил кафедру режиссуры Ленинградского театрального института. Среди его учеников – Ю.В.Голубев, Н.К.Симонов, В.В.Меркурьев, Е.П.Карякина, О.Г.Казико и др.