Содержание статьи
    Также по теме

    ВОИНОВ, КОНСТАНТИН НАУМОВИЧ

    ВОИНОВ, КОНСТАНТИН НАУМОВИЧ (1918–1995), русский режиссер, сценарист, актер театра и кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974), народный артист РСФСР (1989). Родился 25 мая 1918. Учился в Театре-студии под руководством Н.Хмелева, влившейся затем в Театр им. М.Н.Ермоловой, где Воинов работал актером и режиссером с 1938 по 1945. В 1946–1947 был режиссером Московского театра им. Моссовета, с 1951 по 1954 главным режиссером Московского областного театра. Ставил спектакли в Театре-студии киноактера, в т.ч. Ах, сердце!

    Работа Воинова в кино началась с телефильма Сестры (1956, киновариант под назв. Две жизни), снятого по рассказу П.Нилина. Фильмы о судьбах бывших фронтовиков Трое вышли из леса (1958) и Солнце светит всем (1959, Почетный диплом Международного кинофестиваля в Эдинбурге, 1960), но особенно фильмы Время летних отпусков (1960) и Молодо-зелено (1962), поставленные по произведениям А.Рекемчука, показали уровень профессионализма режиссера. Умение ритмично выстроить повествование, мягкий юмор помогли забыть о слабости первоисточника, где конфликт подменен временными трудностями, а вместо анализа человеческих характеров на первый план выходит решение производственных проблем. Не стала событием и сделанная позднее музыкальная комедия Чудный характер (1970; сам режиссер расценивал ее как неудачу).

    Лучшие фильмы Воинова относятся к жанру социальной комедии, для них характерны отличный сценарный материал, гротескные, но узнаваемые персонажи, превосходный актерский ансамбль. Фильм Женитьба Бальзаминова (1964) – своего рода свободная фантазия, сделанная по пьесам А.Н.Островского. Режиссер смог преодолеть стереотип восприятия и увидеть в классической драматургии не тяжеловесное изображение купечества, реализм на грани натурализма, а почти водевиль, причем действительность, в которой живут герои, иногда фантастичней, чем их мечты. Чуть-чуть, почти незаметно уменьшенные декорации, узкие дворы, тесные интерьеры, сараи и клетушки создают впечатление игрушечного мира. Финальная сцена, когда внезапно разбогатевший Бальзаминов танцует на площади, окруженный фигурками людей, а на заднем плане видна несерьезная церквушка, где он только что обвенчался с купчихой Белотеловой, – как бы последняя сцена в спектакле, разыгранном механическими персонажами, перед тем как крышка шкатулки, где они хранятся, захлопнется. Интересны не только актерские работы, но и изобразительное решение в ленте Дядюшкин сон (1966) по повести Ф.М.Достоевского, яркие, насыщенные цветом костюмы героев выделяются на фоне окружающей их действительности.

    Фильмы Дача (1973), Ссуда на брак (1987) и Шапка (1990, экранизация повести В.Войновича, близкого друга режиссера) сделаны на современном материале. Высоко оценивались и работы Воинова-актера, из которых особо следует отметить последнюю роль, сыгранную им в фильме Приют комедиантов незадолго до смерти.

    Умер Воинов в Москве 30 октября 1995.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Туровская М. Об одной киноновелле. – Искусство кино, 1957, № 7
    Туровская М. Смешно, грустно, современно. – Советский экран, 1965, № 8
    Смирнова Л. «Женитьба Бальзаминова» и не только. Поздняя любовь. Долгое прощание. – В кн.: Смирнова Л. Моя любовь. М., 1997