Содержание статьи
    Также по теме

    ВОЛЬПИН, МИХАИЛ ДАВЫДОВИЧ

    ВОЛЬПИН, МИХАИЛ ДАВЫДОВИЧ (1902–1988), русский сценарист, поэт. Родился 28 декабря 1902 в Могилеве, отец – служащий. Участвовал в Гражданской войне, был художником и писал тексты в «Окна РОСТА» (1920–1921), учился в ВХУТЕМАСе (1921–1927), печатался в журналах.

    В соавторстве с В.Типотом для «Театра сатиры» создал обозрение Вечерний выпуск (1927), с ним же сочинил буффонаду Кого сократить? (1928) для «Синей блузы», с которой много сотрудничал. Среди других работ, в частности, написанная с композитором К.Листовым оперетта Королева ошиблась (1928). С И.Ильфом, Е.Петровым, В.Массом, В.Ардовым и Н.Эрдманом сочинил для Московского театра сатиры сценарий обозрения Перестройка на ходу (1932), запрещенное цензурой. Для спектакля Слушали – постановили (1933), шедшего в Ленинградском мюзик-холле, с Ильфом и Петровым создал театральный конферанс.

    Опубликовал в периодике много сатирических стихотворений, писал стихи (также в соавторстве), например басня Закон тяготения (с Массом и Эрдманом) в альманахе «Год XVI». В 1933 был арестован и находился в лагерях до 1937; после выхода на свободу ему было запрещено жить в столице и некоторых городах. Из других довоенных работ – одноактная комедия Много шума из тишины (1938, с Эрдманом и А.Д'Актилем), по которой была сделана одна из программ Л.Утесова, а также утесовская программа Царевна Несмеяна (1940, с Эрдманом). Эрдман, с которым Вольпин познакомился и подружился еще в 1920-х годах в Ленинграде, стал его постоянным соавтором на десятилетия. Дружба и постоянное сотрудничество не мешали им работать самостоятельно либо с другими соавторами.

    Война застала Вольпина и Эрдмана в Рязани. Соавторы добрались до Ставрополя и были зачислены в армию, однако ни оружия, ни обмундирования не получили. В штатской одежде, пешком они прошли вместе с отступающими частями почти 600 километров, пока в ноябре 1941 не добрались до Саратова. По дороге Вольпин добывал пропитание на двоих (рисовал портреты крестьян) и помогал Эрдману идти (у того началась гангрена). В 1942 оба были направлены в Москву, где несколько лет служили в Ансамбле песни и пляски при центральном клубе НКВД СССР. В ансамбле работали также режиссер С.Юткевич, художник П.Вильямс, балетмейстеры А.Мессерер и К.Голейзовский, концертмейстер А.Свешников, актер Ю.Любимов. Здесь ими были созданы одноактный скетч Рядовой Шульц (написан осенью 1941, опубликован в 1942), сценарий театрализованного предоставления Отчизна (в соавторстве с М.Добровольским; премьера в ноябре 1942), сделан фронтовой вариант обозрения По родной земле (1942), сценарий театрализованного представления Русская река (в соавторстве с Добровольским, премьера в июне 1945). Из послевоенных театральных работ Вольпина оперетта И.Штрауса Летучая мышь по мотивам либретто А.Мельяка и Л.Галеви: диалоги были написаны Эрдманом, стихи Вольпиным (премьера в июне-июле 1947 в Московском театре оперетты).

    Сценарии Вольпина и Эрдмана, по которым были сняты полнометражные художественные либо мультипликационные фильмы, составили целую эпоху в кинематографе. Для них характерны острый репризный диалог и действия на грани буффонады: Остров ошибок (1955, с Эрдманом) классиков мультипликации сестер В. и З.Брумберг, комедия На подмостках сцены (1956, реж. К.Юдин) по водевилю Д.Т.Ленского Лев Гурыч Синичкин, сказка Морозко (1965, реж. А.Роу). Не менее удачно работал Вольпин и один, по его сценарию сделан классический мультфильм режиссера Ф.Хитрука История одного преступления (1962).

    Вольпин и Эрдман брались практически за любую тему и оживляли ее своей фантазией, личными пристрастиями (так, в фильмах Старый наездник, 1940, и Смелые люди, 1950, отразилось то, что соавторы были завсегдатаями ипподрома). Практически все фильмы по сценариям Вольпина и Эрдмана, написанным совместно и по раздельности, добились в прокате высоких показателей.

    Вольпин погиб в июле 1988 в автомобильной катастрофе.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Эрдман Н., Вольпин М. На далекой заставе. – Искусство кино, 1952, № 5
    Полевой Б. Приключенческий жанр в кино. – Правда, 1953, 22 ноября
    Асенин С. Наказание смехом. – Искусство кино, 1963, № 4
    Зеленко Н. Новая и старая сказка. – Советский экран, 1974, № 24