Содержание статьи
    Также по теме

    ВУ, ДЖОН

    ВУ, ДЖОН (Woo, John) (р. 1946), кинорежиссер (Гонконг – США). Вывел жанр боевика (action) на уровень авторского кино, настоящего, высокого искусства.

    Джон Ву родился 1 мая 1946 в Южном Китае. В начале 1950-х вместе с родителями переехал в Гонконг, где рос в бедном квартале. Сцены уличного насилия, которые неоднократно наблюдал юный Ву, наложили серьезный отпечаток на его творчество. В 1969 Джон устроился на должность ассистента режиссера на студию «Шоу Бразерс Пикчерс». Кинематограф Гонконга тогда только выходил на мировой уровень, в первую (и, пожалуй, единственную) очередь благодаря фильмам с участием легенды восточных единоборств, культовой фигуры 20 в., Брюса Ли. Тема восточных единоборств и была задана Брюсом Ли как первоочередная для кино Гонконга.

    Первые работы Джон Ву в качестве режиссера – довольно крепко сделанные, но примитивные ленты в жанре «кунг-фу» (то есть восточных единоборств), в которых пока еще не видно какого-либо присутствия авторского стиля. Тем не менее профессионализм постановщика растет от фильма к фильму, каковых к середине 1980-х у него набирается больше дюжины (любопытно, что на одной из своих первых кинокартин, Рука смерти, 1975, никому не известный тогда Ву работал с никому не известным тогда Джеки Чаном, впоследствии ставшим одной из ведущих фигур мирового кино).

    1986 – этапный год для карьеры Джона Ву. Режиссер выпускает на экраны Гонконга фильм Право на жизнь (1987). Искренняя, наивная сентиментальность в духе фильмов Фрэнка Капры, романтическое восприятие мира сочетались в этой картине с кровавыми, уникально поставленными сценами перестрелок. Фильм Право на жизнь, на котором началось долгосрочное сотрудничество Ву и актера Чоу Юн-Фата, стал лидером кинопроката Гонконга 1986 и получил премию Гонконгской Киноакадемии как лучший фильм 1986.

    По настоянию продюсеров в 1987 Ву снимает вторую часть Права на жизнь, которую, правда, трудно сравнить с оригиналом. Режиссер учитывает ошибки и в 1989 выходит кинокартина Киллер (в главной роли – Чоу Юн-Фат), справедливо считающаяся вершиной творчества Джона Ву. История о наемном убийце, влюбляющемся в слепую женщину и пытающемся «завязать», была рассказана с энергией, страстью и потрясающим владением средствами кино, которым мог бы позавидовать практически любой режиссер мира. Ву использовал здесь (равно как и в Праве на жизнь) находки и приемы своих любимых режиссеров Сэма Пекинпа и Серджио Леоне, но облек их в романтическую форму. Киллер был удостоен премии Гонконгской Киноакадемии за лучшую режиссуру.

    Киллер стал «билетом» талантливейшего режиссера в Голливуд. Киллер был показан на ряде фестивалей и привлек внимание мэтров кино Мартина Скорсезе и Оливера Стоуна, высоко оценивших достоинства фильма, а также продюсеров киностудии Юниверсал, предложивших Ву контракт. Но в Голливуд режиссер переезжает только в 1992, успев поставить на родине еще два этапных для его творчества фильма. Во-первых, это Пуля в голове (1990), история о дружбе, любви и ненависти, снятая под сильным влиянием картин Однажды в Америке Серджио Леоне (1984) и Охотник на оленей (1978) Майкла Чимино. И во-вторых, это Круто сваренные (1990, в главной роли – Чоу Юн-Фат) – мощный и безупречно сделанный боевик, сцены действия в котором по размаху и кинетической энергии затмевают практически все подобные картины, снятые в Голливуде.

    Неудивительно, что Голливуд с нетерпением ждал Джона Ву, нуждаясь в приливе новой крови в жанр «боевика». Однако, работая над своей первой картиной в США, фильмом Трудная мишень, Ву столкнулся как с давлением цензуры, заставившей его вырезать ряд особо жестоких сцен (поэтическая жестокость является неотъемлемой частью авторского стиля Ву), так и с давлением продюсеров, установивших жесткий контроль над любым проявлением авторского свободомыслия на съемках. В результате, выйдя на экраны в августе 1993, Трудная мишень оказалась вполне добротным боевиком и лучшей ролью в кино Жана-Клода Ван Дамма. Но до гонконгских работ Ву ей было далеко.

    Следующая работа Ву в Голливуде, Сломанная стрела (1996), боевик о борьбе отважного летчика с террористами, похитившими ядерную боеголовку, стал первым настоящим успехом режиссера в США, получив хорошие отзывы критиков и собрав в мировом кинопрокате около 150 млн. долларов. Студия Парамаунт предлагает Ву постановку крупнобюджетного проекта Без лица, о смертельной схватке агента ФБР и злодея, убившего его сына. Благодаря бюджету режиссер смог реализовать любые визуальные идеи, благодаря привлеченным в проект звездам Джону Траволте (он же играл в Сломанной стреле) и Николасу Кейджу – создать на экране убедительный человеческий конфликт. И Ву показал все, на что был способен. Выйдя на экраны в июне 1997, Без лица был выдвинут на соискание премии «Оскар» в номинации «монтаж звуковых эффектов» и стал одним из лучших боевиков, когда-либо снятых в Голливуде.

    После Без лица за Ву окончательно закрепился статус культового классика кино. Его фирменные приемы: замедленная съемка, противостояние героев с пистолетами, направленными друг на друга, белые голуби, появляющиеся в кадре в каждом его фильме цитируются множеством голливудских и мировых кинопостановщиков. Целый ряд гонконгских режиссеров (в основном, копировавших на родине стиль Ву) приглашаются для работы в Голливуде. Но, вопреки ожиданиям, режиссер берется за откровенно коммерческий проект, продолжение суперхита с Томом Крузом в главной роли, Миссия невыполнима 2 (2000). Несмотря на то, что фильм занимает первое место по итогам мирового кинопроката 2000, в художественном плане – это просто упражнение в стиле, безупречно выполненная профессионалом высочайшего класса работа на заказ. Кинолента разочаровывает многих поклонников Ву.