Содержание статьи
    Также по теме

    ЯНКОВСКИЙ, ОЛЕГ ИВАНОВИЧ

    ЯНКОВСКИЙ, ОЛЕГ ИВАНОВИЧ (1944–2009), русский актер театра и кино. Народный артист СССР (1991). Лауреат премии Ленинского комсомола (1977), лауреат Государственной премии СССР (1987), лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1989). Родился 23 февраля 1944 в городе Джезказгане (Казахстан). По окончании Саратовского театрального училища им. И.А.Слонова был принят в Саратовский драматический театр им. Карла Маркса, где работал с 1967 по 1973. После успешно сыгранной роли князя Мышкина в спектакле Идиот получил приглашение в Театр им. Ленинского комсомола (ныне Ленком). Играл в спектаклях театра Автоград XXI Ю.Визбора и М.Захарова, В списках не значился по Б.Васильеву, Ясновидящий по Л.Фейхтвангеру, Синие кони на красной траве и Диктатура совести М.Шатрова, Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского, Карманный театр Ж.Кокто, Гамлет У.Шекспира, Школа для эмигрантов Д.Липскерова, Чайка А.П.Чехова, Варвар и еретик по Игроку Ф.М.Достоевского, Шут Балакирев Г.Горина.

    В своей дебютной картине Щит и меч (1968, реж. В.Басов) в роли Генриха Шварцкопфа, молодого немца, поначалу следовавшего за нацистами, но затем отыскавшего правильную дорогу, Янковский оказался на втором плане после С.Любшина, игравшего советского разведчика. В фильме Е.Карелова Служили два товарища (1968) молчаливый и застенчивый герой Янковского, также оттесненный занявшим весь экран Р.Быковым, выделяется именно на фоне быковской деловитости, мобильности, молчание его еще весомей среди неумолкающего быковского говорка. Контраст между статикой и динамикой оказался столь разительным, что режиссеру не было необходимости использовать весь предложенный в литературном сценарии материал, хотя Ю.Дунский и В.Фрид задумывали Некрасова своего рода богатырем (недаром подчеркнуто его происхождение – «попович»): он должен был в одиночку поднять плечом лафет орудия, сунуть под колесо шапку обидчика и опустить лафет на место – пусть тот достает! Но и эта выразительно исполненная роль была только этапом на пути к многоликому, но по сути единому характеру, который Янковский воплотит позднее, как и третьеплановая роль молчаливого Андрея, в которого влюбилась героиня фильма М.Богина О любви (1970) одного из лучших фильмов десятилетия, и роль, сыгранная в картине А.Тарковского Зеркало (1974), где режиссер добивался какого-то внешнего сходства у всех персонажей картины, в том числе и у Отца. Внешнего сходства, в ущерб психологической выразительности, будет добиваться и постановщик вышедшего на экран годом позже фильма Звезда пленительного счастья (1975), олеографии на историческую тему, где Янковскому придется изображать поэта и заговорщика Кондратия Рылеева.

    Талант Янковского полностью раскрылся в картинах на современную тему. Казалось бы разнообразные герои, будь то секретарь парткома или какой-нибудь член комиссии, как в лентах Премия (1974) и Мы, нижеподписавшиеся (1981), или просто молодые люди, герои своего времени, как в картинах Чужие письма (1975, реж. И.Авербах), Полеты во сне и наяву (1982, реж. Р.Балаян) или Влюблен по собственному желанию (1982, реж. С.Микаэлян; за эту роль Янковский по опросу журнала «Советский экран» был назван лучшим актером 1984 года), – все они схожи между собой. Сквозь них, при всей безупречности актерского исполнения, проступает человек, который их играет, Янковский, способный внешне перевоплотиться, сменить пластику, манеру говорить, но не в силах спрятать свои сразу узнаваемые глаза, где всегда светится насмешливый, чуть иронический вызов. Эти необыкновенные глаза, ничего не значащие для актера театрального, у актера кино, играющего роль психологическую, можно поставить едва ли не вровень с физическим недостатком или изъяном. Но они удивительно подходят для фильмов, сделанных в иной тональности, таких, как Обыкновенное чудо (1978) и Тот самый Мюнхгаузен (1979, оба реж. Захаров). Недаром наблюдательные Захаров и Гр.Горин в картине Дом, который построил Свифт (1983) обыгрывают это свойство: герой Янковского сидит с черной заплатой на глазах не только потому, что декан Свифт обладает взглядом особой остроты, проникающим в суть предметов, но и потому, что его играет Янковский.

    Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за лучшую актерскую работу» (1983), обладатель специального приза Гильдии актеров «За выдающийся вклад в профессию» на кинофестивале «Созвездие» (1989), лауреат премии «Ника» в номинации «Актер» за фильмы Цареубийца и Паспорт (1992), Янковский в последние годы снимался куда реже, чем раньше, и не потому, что стало меньше картин: актера приглашали иностранные режиссеры, ему было из чего выбирать. С 1993 Янковский являлся президентом Открытого Российского кинофестиваля в Сочи «Кинотавр». Последней ролью актера был митрополит Филипп в драме Павла Лунгина Царь.

    Умер Янковский 20 мая 2009 в Москве.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Демин В. Вариант судьбы. – Литературная Россия» 1983, № 11
    Хохрякова С. Олег Янковский. Ростов-на-Дону, 2000
    Сиривля Н. Глубина на мелком месте. – СК новости, 2001, 26 января, № 3 (87)
    Смирнова Д. С новым счастьем! – СК новости, 2001, 26 января, № 3 (87)