Содержание статьи
    Также по теме

    ЯНОВСКАЯ, ГЕНРИЕТТА НАУМОВНА

    ЯНОВСКАЯ, ГЕНРИЕТТА НАУМОВНА (р. 1940), русский режиссер. Родилась 24 июня 1940 года в Ленинграде. До поступления в институт работала в одном из секретных научно-исследовательских институтов Ленинграда, затем в книжном магазине. В 1967 окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК, курс Г.А.Товстоногова). Дебютировала в ленинградском областном Малом драматическом театре (ныне МДТ – Театр Европы) спектаклем Варшавская мелодия Л.Зорина. В 1968 выпустила здесь же Бал воров Ж.Ануйя, подтвердивший своеобразие ее режиссерского почерка.

    Большое влияние на формирование режиссерской индивидуальности Яновской оказали спектакль П.Брука Король Лир У.Шекспира и его лекции (1964).

    В 1970–1972 работала в красноярском Театре юного зрителя, который возглавлял К.Гинкас. Спектакли: Сотворившая чудо У.Гибсона, Плутни Скапена Ж.-Б.Мольера, Волшебник изумрудного города по А.Волкову, Судьба барабанщика по А.Гайдару.

    В последующие годы до середины 1980-х годов Яновская ставила спектакли в разных городах страны: Вкус меда Ш.Дилани (1973) и Стеклянный зверинец Т.Уильямса (1982) – в МДТ; Прощание в июне А.Вампилова (1974) и Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше (1975) – в Псковском драматическом театре; Моя дочь Нюша Ю.Яковлева (1976) – в ленинградском Театре на Литейном; Прощание в июне А.Вампилова (1977) – в рижском ТЮЗе; Человек, животное и добродетель Л.Пиранделло (1979, постановка И.Владимирова, режиссер Г.Яновская) и Бегство М.Величкова (1980) – в Театре имени Ленсовета; Алиса в стране чудес по Л.Кэрролу (1981) – в ленинградском Театре имени Ленинского Комсомола и др.

    Во второй половине 1970-х годов Яновская руководила театром «Синий мост» в Ленинграде: Красная шапочка Е.Шварца (1977), Мандат Н.Эрдмана, Надо следить за своим лицом по пьесам А.Володина (1978).

    В 1984 Яновская дебютировала на московской сцене спектаклем Вдовий пароход И.Грековой и П.Лунгина (Театр имени Моссовета), открывшем новые грани дарования актрис О.Остроумовой и Н.Теняковой. В 1985 поставила в Театре имени Вл.Маяковского Летят перелётные птицы А.Галина.

    С 1986 – главный режиссер Московского театра юного зрителя (МТЮЗ). Ее первая постановка в МТЮЗе – Собачье сердце по М.Булгакову – изменила судьбу, имидж театра. Спектакль стал одним из значительных явлений сезона 1986–1987, открытием «театрального организма со своим особенным взглядом на мир и серьезной эстетической позицией». С этого спектакля началось сотрудничество с художником Сергеем Бархиным, который оформлял последующие спектакли Яновской.

    Среди ее спектаклей в МТЮЗе: Соловей Г.-Х.Андерсена (1988), Good-bye, America!!! А.Недзвецкого по С.Маршаку (1989), Иванов и другие А.Чехова (1993), Оловянные кольца Т.Габбе (1993), Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля, либретто Ю.Димитрина по произведениям Ж.Оффенбаха (1995), Гроза А.Островского (1997), Свидетель обвинения А.Кристи (2001).

    В 1996 в Драматическом театре г.Турку (Финляндия) поставила Канкан – мюзикл К.Портера.

    Снялась в фильме Алексея Германа Хрусталёв, машину!

    Лауреат премий «Хрустальная Турандот», «Чайка».

     ИТАР-ТАСС     ГЕНРИЕТТА НАУМОВНА ЯНОВСКАЯ

    Литература

    Соловьева И. Сотворившая чудо. – «Культура», 29 июня – 5 июля 2000
    Максимова В. Женщина на троне. – «Независимая газета», 7 июля 2000