Содержание статьи
    Также по теме

    ЯСУЛОВИЧ, ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ

    ЯСУЛОВИЧ, ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1941), русский актер, режиссер, педагог. Народный артист России (2001), лауреат Государственной премии России (2001). Родился 24 сентября 1941 в эвакуации, в селе Рейнсфельд Куйбышевской (ныне Самарской) области, в семье военного моряка. Детство прошло в различных портовых городах, затем семья Ясуловича оказалась в Таллине. Занимался в театральном кружке, которым руководил артист Русского драматического театра Таллина И.Д.Рассомахин. В 1964 окончил актерский, в 1974 – режиссерский факультеты ВГИКа (мастерская М.И.Ромма). Принимал участие в создании Экспериментального театра пантомимы «Эктемим» при Бюро пропаганды советского киноискусства Союза кинематографистов СССР под руководством вгиковского педагога, бывшего актера Камерного театра А.А.Румнева. В 1962–1964 – актер театра пантомимы. Ежедневный тренинг (акробатика, танец), который осуществлял здесь З.П.Злобин, бывший актер мейерхольдовского театра, на всю жизнь вошел у Ясуловича в привычку. Благодаря ему артист как никто другой на сегодняшней сцене с блеском и без видимых усилий умеет «телом играть задачу», предпочитает роли сложного пластического рисунка («движенческие», как он их называет) с большой физической нагрузкой.

    ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ ЯСУЛОВИЧ . ИТАР-ТАСС

    С 1964 по 1993 артист Московского Театра-студии киноактера. Среди созданных здесь ролей Чичиков (спектакль-пантомима Похождения Чичикова по поэме Н.В.Гоголя Мертвые души, реж. А.Орлов, 1966; возобновлен в 1990 под названием За мертвыми душами, мимодрама), Октавио (Дурочка Лопе де Вега, реж. Е.В.Радомысленский, 1970), Чацкий (Горе от ума А.С.Грибоедова, реж. Э.П.Гарин, 1976, после пяти лет репетиций), Тень (Тень Е.Л.Шварца, реж. В.М.Стрижов, 1987) и другие. Ставил пантомимы для спектакля П.Н.Фоменко Король Матиуш I по Я.Корчаку (ЦДТ, 1965); являлся ассистентом по пластике при создании М.М.Плисецкой балета Чайка Р.К.Щедрина (Большой театр, 1980).

    С 1993 Ясулович – в труппе московского ТЮЗа, и с этого момента к нему приходит истинное театральное признание. Почти каждая сыгранная с тех пор роль становится предметом заинтересованного внимания публики и критики: Шабельский (Иванов и другие по А.П.Чехову, 1993), Исаак Иегуди Эбершт, отец Оффенбаха (Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля по Синей Бороде Ж.Оффенбаха, 1995), Кулигин (Гроза А.Н.Островского, 1997) и Уилфрид Робартс (Свидетель обвинения А.Кристи, 2001) в спектаклях Г.Н.Яновской; Бергамен (Романтики Э.Ростана, реж. А.Н.Дрознин, 1994); Сабинин (Татьяна Репина Чехова, реж. В.В.Фокин, 1998); Нащокин (Пушкин. Дуэль. Смерть К.М.Гинкаса, 1999) и Черный монах (Черный монах по Чехову, 1999) в постановках Гинкаса. С конца 1990-х годов участвует в антрепризных спектаклях: Гоголь в Старосветской любви Н.В.Коляды по Гоголю (Продюсерская компания Анатолия Воропаева, реж. Фокин, 1999) и Пимен в Борисе Годунове А.С.Пушкина (проект Международной конфедерации театральных союзов и ряда международных театральных фестивалей, реж. Д.Доннеллан, 2000). Актерской природе Ясуловича близки эксцентрика и импровизационность, свойственны тяга к перевоплощению и характерности, стремление «доцарапаться» до самой глубинной сути роли.

    Короткий период Ясулович преподавал во ВГИКе и в цирковом училище (ГУЦЭИ); с 1992 работает на факультете музыкального театра РАТИ (бывший ГИТИС) на курсе А.Б.Тителя. Выступал Ясулович и в качестве театрального режиссера, поставив Иллюзию П.Корнеля (Всероссийское объединение «Творческие мастерские» при СТД РФ, 1989), оперу Свадьба Фигаро В.А.Моцарта (совместно с Тителем, 1996; дипломный спектакль, принят в репертуар Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко), оперетту Летучая мышь И.Штрауса (совместно с Тителем, Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, 2001).

    Дебютировав в кино в 1962 (Приключения Кроша), снялся в дальнейшем более чем в ста картинах самых разных жанров, от бытовой повести до психологического детектива, от фарсовой комедии до героической драмы. Среди кино- и телеролей – Феликс в фильме Через кладбище (1965), инженер Щукин в Двенадцати стульях (1971), Кащей Бессмертный в Лиловом шаре, Финн в Руслане и Людмиле (1973), Толя в Однажды, двадцать лет спустя (1981), хозяин трактира Юзич в Петербургских тайнах и другие. С 1974 – реж. фильмов для детей и юношества Первое и второе (короткометражный, 1974), Пропал и нашелся (1977), Здравствуй, река (совместно с П.О.Арсеновым и Ю.В.Григорьевым, 1979).

    Литература

    Вишневская И.Л. Любовь не с первого взгляда; Яновская Г.Н. А теперь надо погнить!; Гинкас К.М. Сознательное – спонтанное; Зобин В.Н. Время его только наступает; Фокин В.В. Мейерхольдовское начало. – Театр, 2000, № 1
    Ясулович И.Н. Я в театре еще не наигрался (беседовал П.Подкладов). – Экран и сцена, 2001, № 31–32