Содержание статьи
    Также по теме

    ЯВОРСКАЯ, ЛИДИЯ БОРИСОВНА

    ЯВОРСКАЯ, ЛИДИЯ БОРИСОВНА (урожденная Гюббенет) (1871–1921), русская драматическая актриса. Родилась в Киеве. Отец, Б.Гюббенет, француз по происхождению, служил полицмейстером. Первое выступление Яворской состоялось в феврале 1880 (девятилетняя девочка участвовала в домашнем спектакле). Окончив гимназию, Яворская играла в благотворительных спектаклях, в том числе в постановке режиссера А.Яблочкина Блуждающие огни Л.Антропова. Училась на Драматических курсах Петербургского театрального училища у В.Давыдова (поступление на курсы – 1889), получила отказ на просьбу о приеме в Александринк, уехала в Париж, где год занималась с актером «Комеди Франсез» Э.Го.

    По возвращении в Россию Яворская решила выступить как профессиональная актриса в Товариществе, организованном в летний сезон в Ревеле артисткой и преподавательницей Драматических курсов Н.Васильевой. 23 мая 1893 дебютирует в чеховском Медведе. Далее (до окончания сезона 8 августа) следуют: Евлалия в Невольницах и Отрадина в Без вины виноватых А.Островского, Мария Петровна Елецкая в Вечере в Сорренто И.Тургенева, Поленька в Кручине И.Шпажинского, Готовцева во Второй молодости П.Невежина, Золотницкая в Шиповнике В.Немировича-Данченко, Елена в Женитьбе Белугина Островского и др.

    В августе 1893 Яворскую приглашают в московский театр Ф.Корша. Первый успех на московской сцене приносит ей роль в пьесе М.Балуцкого Игра в любовь (Flirt). За два сезона (1893–1895) Яворская сыграла у Корша множество ролей: Ренева в Светит да не греет, Лидия в Бешеных деньгах, Глафира в Волках и овцах Островского, Нина в Друге женщин А.Дюма, Ольга Ранцева в Чаде жизни Б.Маркевича, Оливия в Двенадцатой ночи Шекспира, Вера в Елке В.Немировича-Данченко, Княгиня Имшина в Самоуправцах А.Писемского. Особым успехом пользовались роли: Маргарита Готье в Даме с камелиями А.Дюма, Катрин Юбш в Мадам Сан-Жен В.Сарду и Э.Моро, Сильветта в Романтиках Э.Ростана и Алиса в Борьбе за счастье С.Ковалевской и А.Леффлер (последняя была выбрана Яворской для бенефиса в театре Корша зимой 1894). После первого коршевского сезона Яворская (вместе с подругой Т.Щепкиной-Куперник) снова отправляется в Париж, где знакомится с Э.Ростаном и А.Дюма. (Эти знакомства во многом определили ее дальнейший репертуар.) В1894 выходит замуж за морского офицера и литератора князя В.Барятинского.

    Элегантность и экстравагантность облика, тяга к экзотике и мелодраматизму, жажда пленять, смесь изысканности с банальностью в сочетании с редким трудолюбием вызывали к Яворской всеобщий интерес. Критики же (в том числе А.Амфитеатров) рекомендовали актрисе пожертвовать успехом в труппе Корша и перейти в театр с серьезными конкурентами.

    Весной 1895 Яворская, участвовавшая в гастролях коршевской труппы в Нижнем Новгороде и Петербурге, была приглашена в только что созданный петербургский театр Литературно-артистического кружка (впоследствии – Театр Литературно-художественного общества им. А.С.Суворина). Первой ролью на этой сцене стала Нора в Кукольном доме Х.Ибсена, постановка Е.Карпова (1895); первым бенефисом – Принцесса Греза Э.Ростана в той же режиссуре (1896, Яворская в заглавной роли Мелиссанды). Спектакль по пьесе Ростана имел успех, однако отзыв Чехова о Яворской в этой роли был безжалостен: «прачка, которая обвила себя гирляндами». Дорожившая ролью Мелиссанды актриса во время московских гастролей Суворинского театра даже обращалась к К.Станиславскому с просьбой поставить Принцессу Грезу заново, но несмотря на уговоры Яворской и Щепкиной-Куперник, режиссер от этого предложения уклонился. В эти годы Яворской были сыграны Магда в Родине Г.Зудермана (1895), Раутенделейн в Ганнеле Г.Гауптмана (1897), Соня в Преступлении и наказании по Ф.Достоевскому (1899) и др.

    Осенью 1900 вокруг Суворинского театра разгорается скандал, связанный с постановкой юдофобской пьесы В.Крылова и С.Литвина Контрабандисты (первоначальное название Сыны Израиля). Накануне премьеры Яворская демонстративно отказывается от участия в спектакле, а затем покидает театр. После разрыва с Сувориным артистка играет в театре Е.Шабельской (помещался в бывшем театре Неметти на Офицерской), затем арендует его на весенний сезон 1901 и более десятка раз выступает здесь в Орленке Э.Ростана (роль юного герцога Рейхштадтского), переведенном для нее Щепкиной-Куперник.

    В сентябре 1901 Яворская и Барятинский открыли в зале Кононова на Мойке свой «Новый театр», просуществовавший пять сезонов. Первым спектаклем стала шекспировская Буря, в которой Яворская явилась Ариэлем в декадентском наряде. В эти годы она выступала как в классических, так и в современных ролях (Новый театр предпочитал современный репертуар, преимущественно зарубежный): Антигона в пьесе Софокла, Мелисанда в Пелеасе и Мелисанде М Метерлинка, Ирэна в Когда мы, мертвые, пробуждаемся и Лона в Столпах общества Ибсена, Лулу в Духе земли Ф.Ведекинда, Сафо в пьесе А. Додэ, Акулина во Власти тьмы и Бетси в Плодах просвещения Л.Толстого, Саша в инсценировке горьковского Фомы Гордеева, Заречная в Чайке и Маша в Трех сестрах Чехова, Клеопатра в Антонии и Клеопатре Шекспира и др. На считанные дни опередив суворинский театр, Яворская первая показала инсценировку толстовского Воскресения, сыграв Катюшу Маслову. Труппа Нового театра была нестабильной (в разные годы в ней состояли М.Дарский, Б Неволин, Б.Горин-Горяинов, М.Велизарий, М.Ведринская и др.; режиссировали С.Ратов, Н.Попов). В сезон 1904–1905 Яворская в зале Тенишевского училища организовала филиал своего театра для «молодых сил» под названием «Комедия». Следующий сезон Нового театра отличался тенденциозностью репертуара: Вильгельм Телль Шиллера, Зеленый попугай А.Шницлера, Евреи Е.Чирикова, Деревенская драма Н.Гарина-Михайловского, Хищники А.Писемского и др. Значительное место в репертуаре театра занимали пьесы Барятинского, мужа Яворской.

    В 1915 Яворская сделала попытку создать в Петербурге свой театр, однако поставленные здесь Школа злословия Р.Шеридана и Первая пьеса Фанни (Ее первая пьеса) Б.Шоу успеха не имели и театр пришлось закрыть. В 1907–1918 много гастролировала в провинции (Ставрополь, Батум, Воронеж, Тифлис и др.) и за границей (Лондон, Париж, Вена, Глазго, Эдинбург и др.; играла на английском и французском языках). В 1918, после поездки в Америку, жила и работала в Лондоне (Анна Каренина Толстого с ее участием прошла здесь более двухсот раз).

    Умерла Яворская в Лондоне 18 ноября 1921.

    Литература

    Беляев Ю.Д. Л.Б.Яворская. Критико-биографический этюд. СПб, 1900
    Л.Б.Яворская. – Культура театра, 1921, № 7–8
    Альтшуллер А.Я. «Тип во всяком случае любопытный» (А.П.Чехов и Л.Б.Яворская). – В кн.: Чеховиана. М., 1990