Содержание статьи
    Также по теме

    ЮЖИН, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

    ЮЖИН, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (настоящая фамилия Сумбатов) (1857–1927), русский актер, драматург, театральный деятель. Создатель разноплановых образов от героико-романтических до характерно-комедийных. Почетный академик, народный артист Республики (1922).

    Родился 4(16) сентября 1857 в селе Кукуевка Тульской губернии в семье грузинского князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Еще будучи гимназистом, с успехом участвовал в любительских спектаклях. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Впервые выступил на профессиональной сцене под псевдонимом Сольцев в 1876 в Летнем театре Тифлиса. В Петербурге играл на клубных сценах 1878–1879. После удачного дебюта в театре А.Бренко в 1881, принят на сцену Малого театра в 1882, где и прослужил до конца жизни.

    С начала сценической деятельности проявил себя как яркий артист героико-романтического плана, в большинстве ролей став незаменимым партнером М.Н.Ермоловой. В 1880–1890 его лучшие роли были сыграны в пьесах романтиков Ф.Шиллера (Дюнуа, Мортимер, Дон Карлос в Орлеанской деве, Марии Стюарт и Доне Карлосе) и В.Гюго (Карл и Рюи Блаз в Эрнани и Рюи Блаз). В страстной, приподнято-театральной игре Южина современники улавливали героические мотивы, столь привлекающие либерально настроенную молодежь. Лучшей ролью романтического репертуара у Южина была роль Карла V из Эрнани. В этой, и в других ролях подобного плана ему удавались монологи, т.к. он владел искусством сценической декламации. Тщательной работе подвергал зрительную сторону создаваемого образа – продуманным и отточенным жестам, выразительным позам. Был убежден, что в героико-романтическом репертуаре естественные интонации и движения будут звучать фальшиво и натянуто. В ролях его романтического репертуара лучшими также признаны Уриэль Акоста и Эгмонт из одноименных произведений Гуцкова и Гете, сыгранные в 1883 и 1888.

    Однако в ролях комедийных следовал противоположному принципу – жизненной убедительности и правды, создавал разнообразные человеческие характеры, пользуясь средствами внутреннего и внешнего перевоплощения. Около двадцати роле сыграно им в «пьесах жизни» А.Н.Островского, составивших отдельное направление в его творчестве (Муров, Агишин, Беркутов, Телятев, Мулин, Дульчин, Паратов в пьесах Без вины виноватые, Женитьба Белугина, Волки и овцы, Бешеные деньги, Невольницы, Последняя жертва, Бесприданница).

    Мастером художественной правды и простоты он был в ролях Репетилова и Фамусова, сыгранных в 1910–1920-х. Ему удалось существенно расширить представления о Репетилове, в котором артист объединил такие разнообразные черты, как барственность, витиеватая многозначительность и нищету духа, добродушную наивную искренность и отъявленное бахвальство. Глубиной проникновения в авторский замысел отличался образ Фамусова, созданный в первые послереволюционные годы (ранее Южин выступал и в роли Чацкого). Любимым амплуа Южина в комедии было амплуа «фата-резонера».

    Прославленными ролями Южина в высокой комедии были Фигаро (Женитьба Фигаро М.Бомарше). В комедийных ролях проявлялись такие его качества, как тонкость психологического рисунка, органичность поведения на сцене, фантазия, ирония, юмор (с особым блеском были сыграны роли Болинброка и Монришара в пьесах Стакан воды и Дамская война Э.Скриба).

    Особое место в творчестве занимал У.Шекспир. Хотя, эти роли не были столь успешными, но работа над шекспировскими образами расширяла возможности романтического артиста, существенно углубляла его творчество. В процессе подготовки к шекспировским ролям погружался в изучение материалов о Шекспире, тщательно относился к различиям в разных переводах. Ему удавалось воплощение трагически-монументальных шекспировских образов, таких как Макбет (впервые сыгранный в бенефис Г.Н.Федотовой в 1890, затем в сезоне 1895–1896, и в 1914), Ричард III (1897), Кориолан (1902) в одноименных пьесах Шекспира, а также Шейлок в Венецианском купце. Однако в шекспировском репертуаре ему не хватало художественной простоты, психологической детализации. Создавая величественные образы людей огромной воли, ума и силы духа, он словно отказывал им в человечности, подчеркивая в основном обобщенные монументальные черты.

    Плодотворной была работа над современными образами. В начале творческого пути ему приходилось преображать всевозможных безликих любовников из пьес В.Крылова, П.Невежина, И.Шпажинского, составляющих тогдашний театральный репертуар, в яркие, запоминающиеся характеры, полные жизненных наблюдений, психологизма и точных социальных характеристик. Южин проявил здесь способность к типическому обобщению, а также глубокому проникновению во внутренний мир современного человека. Как в теории, так и на практике он отрицал дегероизацию в искусстве. Отстаивал свою художественную концепцию, свою тему сильной личности, создавая или героические благородные образы или раскрывая трагедию одинокого индивидуализма.

    Собственный драматургический опыт, возник, по всей вероятности, в связи с его неудовлетворенностью качеством современного репертуара. Начиная с 1877 (пьеса Права жизни) пишет немало пьес, проникнутых либеральными идеями, в которых герои отстаивают свое человеческое достоинство, вступая в борьбу с обывательским окружением. Эти пьесы характеризует сценичность, театральные эффекты, хорошо сделанные роли (Листья шелестят, 1881; Соколы и вороны, совместно с В.И.Немировичем-Данченко, 1885; Арказановы, 1986; Цепи, 1888). С конца 1890-х им написано несколько комедий, остроумно освещающих вырождающуюся барскую жизнь и жизнь крупной буржуазии и бюрократии (Джентльмен, 1897; Закат, 1899; Невод, 1905). Отдельно в его творчестве стоит тема покорения Кавказа (Старый закал, 1895; Измена, 1903), в которой он сыграл роль Отар-бега. Морально-этическим проблемам посвящена его пьеса Ночной туман (1916). Другие пьесы: Муж знаменитости (1884), Вожди (1909).

    Отдельного внимания заслуживают его теоретические взгляды, основанные на собственной сценической практике и отраженные в его литературном наследии. Искусство сцены, по его мнению, должно всегда служить общественным задачам, высокому нравственному идеалу добра и красоты, утверждать гражданственность, воспевать все лучшее в человеке средствами художественных образов. И главное значение в театре имеет личность актера, его мастерство. Выступая против новаций режиссуры, натурализма и символизма, Южин защищает гуманистические традиции Малого театра, его романтических и реалистических устремлений.

    С 1909, благодаря своим организаторским способностям, становится во главе управления Малого театра, сначала управляющим труппой, с 1918 – председателем Совета, а с 1919 – председателем дирекции. С 1923 – директор Малого театра, с1926 – почетный директор. После революции принимал активное участие в работе ТЕО (театрального отдела Наркомпроса) и других театральных организаций.

    Умер 17 сентября 1927 в Ницце (похоронен в Москве)

    Екатерина Юдина

    Литература

    Зограф Н.Г. Малый театр в конце 19 –20 веков. М., 1966