Содержание статьи
    Также по теме

    ЖАЛАКЯВИЧЮС, ВИТАУТАС ПРАНО

    ЖАЛАКЯВИЧЮС, ВИТАУТАС ПРАНО (1930–1996), литовский режиссер, сценарист. Народный артист РСФСР (1980), народный артист Литовской ССР (1981). Лауреат Государственной премии Литовской ССР (1984). Родился 14 апреля 1930 в Каунасе (Литва). В 1948–1950 учился в Каунасском университете, в 1956 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.Чиаурели и Г.Александрова).

    Мастерство Жалакявичюса-кинематографиста получило широкое признание: одна из новелл фильма Живые герои (1960), художественным руководителем которого он был, получила Государственную премию Литовской ССР, приз «Большой янтарь» на фестивале Прибалтийских республик и Белоруссии, а также главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах и приз ФИПРЕССИ. Однако подлинный успех пришел к режиссеру после фильма Никто не хотел умирать (1965; Главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, 1966; премия Ленинского комсомола, 1966; Государственная премия СССР, 1967). Снятая в сдержанной, суровой манере лента о братьях Локисах, мстящих за смерть отца, на самом деле рассказывала не просто историю одной литовской семьи. В начале фильма камера делала заметное движение вперед, словно приглашая зрителей войти в пространство, где разыгрывается трагедия народа, расколотого войной, и в этом тесном, узком, давящем пространстве нет иного выбора – или победить, или погибнуть. Финал фильма, когда считавшийся местным дурачком Святой Йонас вдруг оказывается самим Домовым, командиром «лесных братьев», подчеркивает не только сложность характеров. Бой на улицах деревни жесток, и в нем не может быть компромиссов, ибо обе стороны воюют за свою землю, и умирать не хочет никто. Отъезд камеры в конце помогает вновь выйти за пределы рассказа, взглянуть на происходящее отрешенно и понять, с кем ты сам. Трагическая черно-белая гамма, в которой принципиально решен фильм, широкий экран, позволяющий обозреть панораму происходящего, великолепный актерский ансамбль (первые большие роли Р.Адомайтиса, Ю.Будрайтиса, А.Масюлиса и Д.Баниониса) сделали фильм одним из лучших фильмов 1960-х годов.

    Снятые позднее фильмы Это сладкое слово – свобода! (1973; Главный приз МКФ в Москве, 1973; премия на МКФ в Роттердаме, 1974) и Кентавры (1979; Главный приз ВКФ в Ашхабаде, 1979) принесли режиссеру новые награды. Откровенная фарсовость актерской игры подчеркивала несоизмеримость происходящего на экране и недавних (1973) событий в Чили. Попытка создать памфлет о тоталитаризме обернулась явным социальным заказом.

    Из последующих работ Жалакявичюса следует отметить фильм Рассказ неизвестного человека (1980), воссоздававший атмосферу прозы А.П.Чехова, и экранизацию прозы Б.Пильняка Повесть непогашенной луны (1990), где он выступил как сценарист.

    На творческой судьбе режиссера сказались непростое балансирование между союзным центром (в 1974–1980 Жалакявичюс работал на киностудии «Мосфильм», преподавал на Высших сценарных курсах) и родиной (в 1962–1975 и с 1980 был художественным руководителем Литовской киностудии и с этого же года заместителем председателя Госкино Литовской ССР) и разыгравшиеся затем бурные политические события.

    Умер Жалакявичюс в Вильнюсе 12 ноября 1996.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Жалакявичюс В. Медведи. – Искусство кино, 1965, № 6
    Жалакявичюс В. Разные слова об импульсах кинотворчества и о поисках живых цветов. М., 1969
    Жалакявичюс В., Ежов В. Это сладкое слово – свобода! М., 1973
    Демин В.П. В.Жалакявичюс. М., 1982