Содержание статьи
    Также по теме

    ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

    ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ, система знаковых телодвижений человека (жест – преимущественно движение рукой), сопровождающая или заменяющая вербальное сообщение. Бытовая жестикуляция может иметь как рефлекторную, так и сознательную природу.

    В театральном искусстве жестикуляция является одним из основных элементов пластической культуры актера, его профессиональных средств выразительности, и, в составе дисциплины «сценическое движение», входит в основной курс обучения актерскому мастерству.

    Семантические значения сценической жестикуляции чрезвычайно многообразны и являются отражением как типических черт театрального персонажа (национальные, социальные, демографические и т.д.), так и индивидуальных (воспитание, привычки, темперамент и т.п.). В жестикуляции ярко воплощается и сиюминутное эмоциональное состояние героя. Умелое использование жестикуляции позволяет актеру дополнить и обогатить сценический характер своего персонажа. Так, в знаменитом спектакле БДТ Дядя Ваня (постановка Г.Товстоногова, 1982) антагонизм двух главных героев был вынесен и в пластическое решение образов. Жестикуляция О.Басилашвили (Войницкий) напоминала пластику подстреленной птицы – движение начиналось легко, летящее, но внезапно прерывалось на половине пути, сменяясь резкой статичной пластической паузой; Е.Лебедев (Серебряков) жестикулировал резко ломано, в «деревянной» пластике – почти все дискретное движение состояло из крохотных акцентируемых статических поз. Трагикомическое противоречие между двумя персонажами, двумя принципиальными жизненными позициями давало мощный пластический контрапункт в общем звучании спектакля.

    В жестикуляции находят свое отражение жанровые и стилевые особенности спектакля. Принцип использования жеста в реалистическом театре – совершенно иной, чем в театре гротесковом, эксцентрическом; камерный спектакль обусловливает принципиально иную жестикуляцию, нежели спектакль на большой сцене; трагедия диктует абсолютно иной стиль движения, чем водевиль: комедия дель арте заставляет актера жестикулировать иначе, чем японский театр Кабуки, и т.д.

    Жестикуляции, как части общей пластической культуры актера, уделял много внимания К.С.Станиславский в работе над своей теорией и методикой актерского искусства, в частности, т.н. метода сценических действий.

    Рефлекторная природа бытовой жестикуляции сыграла серьезную роль в разработке В.Э.Мейерхольдом альтернативной системы создания и воплощения актером сценического образа – т.н. биомеханики, когда безупречно выполненное определенное пластическое действие (в т.ч. жест) приводит актера к нужному психологическому состоянию. Биомеханический метод работы был впервые использован Мейерхольдом при постановке его знаменитого спектакля Великодушный рогоносец (1922).

    Татьяна Шабалина

    Литература

    Станиславский К.С. Работа актера над собой, Работа актера над ролью. Собр. соч. в 8-ми тт. Тт. 2, 3, 4. М., 1954–1957
    Гарин Э. С Мейерхольдом. М., 1974
    Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981