АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Содержание статьи
    Также по теме

    АБУ-МУТАНАББИ

    АБУ-МУТАНАББИ (916–965), досл. «Выдающий себя за Пророка», настоящее имя – Абу-т-Тайиб Ахмед ибн аль-Хусейн, крупнейший поэт периода расцвета классической арабской литературы. Родился в Куфе (Ирак), в семье бедного водоноса. В десятилетнем возрасте, после набега карматов на родной город, убежал из Кафы и жил в сирийской пустыне, где его приютили бедуины. После двух лет, проведенных с бедуинами, у будущего поэта на всю жизнь осталось восхищение перед ними и их укладом жизни. Вероятно, это впоследствии определило его политические и эстетические проарабские взгляды.
    Жизненный путь Абу-Мутанабби противоречив и сложен. Он часто менял место жительства: сначала в Багдаде он примкнул к карматскому движению и выступал с шиитскими проповедями (что и принесло ему его прозвище). Это смутное время отразилось в его цикле героических стихов Шамийят, в котором поэт выступает поборником бедуинских ценностей и идеалов, призывая к борьбе за них. Однако постепенно его поэзия начинает носить признаки разочарования и пессимизма.
    В 948 Абу-Мутанабби переселяется ко двору алеппского правителя Сийф ад-Даула из династии Хамданидов, которого почитает как образец арабского вождя и патриота. При дворе Абу-Мутанабби пишет в основном панегирики правителю. В 957 Абу-Мутанабби покидает Алеппо и отправляется в Египет, ко двору правителя Кафура. Ему поэт посвятил цикл прославляющих касыд Кафурийят. Однако в 962 он, разочаровавшись в Кафуре, покидает его двор и пишет обманувшему его ожидания правителю несколько ядовитых касыд.
    Некоторое время поэт жил при дворе буидского правителя Адуда и посвятил ему последний цикл стихотворений Адудийяд. Последние годы своей жизни он скитался по Ирану и Ираку.
    Приверженцев традиционной поэзии восхищал героический дух его касыд, эпические картины битв и подвигов. Сторонники «обновления», течения, возникшего в арабской литературе в 13 в., ценили в его произведениях новое содержание, яркость и своеобразие, которое он внес в традиционную касыду, поэтическое совершенство, цельность, музыкальность его стиха и чеканность слога. Хотя панегирики, составляющие большую часть его поэтического наследия, строятся по традиционным канонам, использование в них новых поэтических приемов, антитез и антонимов, придают им яркую индивидуальность, законченность и экспрессивность. Особое место в творчестве Абу-Мутанабби занимают многочисленные лирико-философские отступления, проникнутые размышлениями о бренности всего сущего. Некоторые из его блестящих, афористичных стихов продолжили свою жизнь как пословицы и поговорки.