Содержание статьи
    Также по теме

    ЛИ ЮЙ

    ЛИ ЮЙ (Ли Хоучжу, Ли Чунгуан)(1611/1610–1679/1680). Китайский новеллист и драматург. Его имя стоит в одном ряду с его старшими современниками Фэн Мэнлуном и Лин Мэнчу, первые сборники повестей которых появились в двадцатые годы 17 в. Из-за запрета цинского правительства на книги Ли Юя его имя не получило широкой известности у современников.

    Ли Юй родился в Чжигао (ныне Жугао) провинции Цзянсу в 1611 (по другой версии, на год раньше). После смерти отца девятнадцатилетний Ли Юй переезжает вместе с семьей  в город Ланьси провинции Чжэцзян – родные места его предков. Чиновничья карьера будущего литератора не задалась. Став обладателем лишь низшей степени – сюцаем, Ли Юй предпочел спокойную, независимую жизнь в своей усадьбе «Гора Ишань». Общением с природой, чтением произведений литераторов и философов предшествующих эпох, размышлениями о смысле жизни, увлечением театром – всем этим были наполнены годы, проведенные в Ланьси, ставшие самыми счастливыми для Ли Юя. Однако вскоре из-за бедствий смутного времени последних годов правления династии Мин и установления новой династии Цин его семья окончательно разорилась. Тем не менее Ли Юй, выручив некоторую сумму денег от продажи усадьбы, продолжал какое-то время вести прежний образ жизни.

    После 1650 он переехал в Ханчжоу. Будучи стесненным в средствах, Ли Юй вынужден был заняться торговлей книгами. Именно в этот период им был написан цикл повестей Беззвучные пьесы, ряд произведений будущего сборника Двенадцать башен и большинство пьес.

    Прожив в Ханчжоу около десяти лет, писатель переезжает в бывшую столицу династии Мин – Нанкин, где продолжает писать новеллы, заниматься драматургией, искусствоведением, театром. В книгопечатне, расположенной в усадьбе Ли Юя «Сад с горчичное зерно» издавались книги по истории, литературе, искусству (например, известное Слово о живописи из «Сада с горчичное зерно»). Особой сферой деятельности Ли Юя стал театр. Организовав труппу, в состав которой входили его домочадцы и слуги, он объездил с ней многие города Китая, стремясь заработать на жизнь, а с другой стороны, на практике проверить и реализовать свои во много новаторские представления о театральном искусстве.

    Последние годы жизни писатель провел в Ханчжоу, там, где начался расцвет его творчества.

    Одной из основных черт характера Ли Юя было неприятие всего догматичного и консервативного. Главным писатель считал максимальное раскрепощение человека, следование естеству его природы, что достигается путем отказа от мелочной суеты повседневной жизни, переоценки социальных ценностей, стремлении жить в гармонии с природой, окружающими и с самим собой. Разумеется, все это мыслилось в традициях, основанных на синкретизме конфуцианства, даосизма и буддизма, хотя Ли Юй и отрицал многое в этих учениях, особенно в конфуцианстве (точнее его интерпретации  Чжу Си). На первом плане для Ли Юя стоял человек, неотделимый от природы, составляющий ее часть.

    Наряду с традиционными «высокими» жанрами (проза «вэнь», поэзия, классическая драма, эссеистика) литературы 17 в. бурно развивались демократические, главным образом повествовательные, жанры – роман, городская повесть и т.п. И хотя в наследие Ли Юя входят произведения высокой прозы и стихи, в том числе философское произведение Случайное пристанище для праздных дум, основными его произведениями считаются пьесы и повести.

    Ли Юй практически первый в истории китайского театра комедиограф. Большинство его пьес – комедии (например, Ошибка с воздушным змеем). Он показал, что в комедиях могут ставиться и решаться серьезные вопросы, а сквозь смех зритель должен чувствовать слезы и горечь реальности. Большое значение драматург придавал юмору, наделяя им почти всех персонажей своих пьес. В настоящее время известны десять из них.

    Одним из лучших образцов демократической литературы стала книга Ли Юя Двенадцать башен, состоящая из двенадцати повестей с разнообразными сюжетами. Среди них есть любовные, авантюрные и имеющие ярко выраженную социальную окраску. Пережив века, они до сих пор интересны читателю.

    Литература

    Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка.
    СПб, Азбука, М., Терра, 1997