Содержание статьи
    Также по теме

    ЛИТЕРАТУРА ТАИЛАНДА

    ЛИТЕРАТУРА ТАИЛАНДА опиралась на классические источники, среди которых особенно важен индийский эпос Рамаяна. На тайском языке появилось несколько версий этого произведения, которое приобрело известность под названием Рамакиян и превратилось в сценарную основу для многочисленных оперных и драматических постановок.

    Религиозная литература посвящена рассказам о жизни Будды, среди которых выделяется канонический вариант Паттама Сомпотхиян.

    Исторический роман Сам Кок (вариант китайского романа Троецарствия) и историческая драма Инао, заимствованная с Явы, тоже обрели в Таиланде вторую родину.

    Инао – классическое произведение таиландской литературы. Повесть об Инао берет свое начало из яванских рассказов Панджи, которые, в свою очередь, уходят корнями в реальные события яванской истории 12–13 вв. В Таиланде первые упоминания об Инао относятся к середине 18 в., очевидно, они попали в Таиланд через Малайю.

    Имеется несколько версий этого произведения. По преданию, первые версии были составлены дочерьми короля Борамакота (годы правления 1732–1758), однако они не сохранились. Наиболее полным и совершенным считается вариант Рамы II (годы правления 1809–1824). Впервые он был опубликован полностью в 1874, а его окончательный отредактированный вариант в 1921.

    В Инао описываются перипетии трагической любви принца Инао и Бутсабы – простой крестьянской девушки, верной и преданной подруги Инао, погибшей от руки подосланного отцом принца убийцы. В Инао представлены тайские обычаи, нравы; герои произведения также наделены национальными чертами. Инао – произведение, предназначенное главным образом для исполнения в театре одновременно с танцевальной пантомимой.

    Еще одно классическое произведение таиландской литературы, созданное в 15–16 вв. – поэма Прало. Авторство одной из версий приписывается наместнику города Чиенгмая, другой – одному из королей этого периода.

    В основе сюжета лежит любовная история прекрасного принца Прало и двух красавиц-принцесс из враждующих семей. Принц под видом брамина проникает в город, где живут его возлюбленные, и тайно поселяется во дворце. Однако вскоре об этом узнают, и, несмотря на то, что отец принцесс готов забыть старую вражду, бабка принцесс подсылает принцу убийц. Погибает и Прало, и принцессы, пытающиеся его защитить. Виновные в их гибели несут наказание, в честь Прало и его возлюбленных строят три пагоды, мир между враждующими городами восстанавливается.

    В поэме находят отражение междоусобные войны средневекового Таиланда, его нравы и обычаи, однако история – лишь фон для романтической линии повествования.

    Поэма написана стихом «клонг», специфика которого состоит в чередовании тонов, вперемежку с ритмической прозой, известной под названием «рай». Такой вид литературных произведений в тайской поэтике называется «лилит».

    Роман в стихах Кунчанг и Кунпэн – одно из произведений таиландской классической литературы, в основе которого лежит народная легенда о любви двух юношей к прекрасной девушке, о соперничестве, ревности, предательстве и интригах, и, наконец, трагической гибели героини. Кунчанг и Кунпэн – произведение национальное. В поэме много описаний различных оккультных обрядов, обрядов и обычаев, связанных с рождением, смертью, свадьбой, пострижением в монахи и т.д. Отражены здесь и древние добуддистские представления анимистического толка, распространенные среди тайцев. Это произведение и по сей день очень популярно в Таиланде.

    Придворный поэт и просветитель Прамахаратчакру (17–18 в.) известен как поэт-лирик, мастер стиха «чан», главным в котором является ритм. Темы и сюжеты его произведений почерпнуты из древней классической литературы Индии; героями выступают принцы, девы и божества, наделенные исключительными качествами. К наиболее известным произведениям Прамахаратчакру относятся Самуттакот и Тигр и корова. Кроме того, он вероятно являлся летописцем, а также автором первого учебника тайского языка Тьиндамани.

    Классик таиландской литературы Сипрат (вторая половина 17 в.) из-за скудости сведений о его жизни является фигурой полулегендарной. Его считают сыном Прамахаратчакру. Литературное наследие его, дошедшее до наших дней, невелико. Сохранились поэмы Анирут, Сокрушение и ряд стихов-загадок, стихов-реплик на литературных диспутах при дворе, из которых ясно, что Сипрат был блестящим поэтом-импровизатором и вольнодумцем. Он первым из таиландских поэтов поставил вопрос о равенстве людей.

    Тьаупрайя Пракланг (1750–1805) – автор первого в таиландской литературе исторического романа Рачатират, происходил из аристократической семьи, был министром торговли и главным министром короля. Кроме того, что он был первым прозаиком, ему принадлежит ряд поэтических произведений в традиционной манере и переводов.

    Роман Рачатират повествует о действительных событиях, происходивших на территории современной Нижней Бирмы и зафиксированных в монских летописях. Это история междоусобных войн и борьбе феодальных князей за власть. Идея романа – в призыве к объединению перед лицом угрозы колонизации Индокитая.

    Сунтон Пу (1786–1846/1855?) родился в Бангкоке, дослужился до звания поэта-советника при дворе короля Рамы II. С приходом к власти Рамы III был вынужден уйти в монахи, именно в эти годы скитаний и были созданы его лучшие произведения. Творчество Сунтона Пу было вершиной таиландской феодальной литературы. Оно вобрало все лучшее, что было создано за предшествующие столетия. Оставаясь традиционным поэтом-романтиком, он сделал много для демократизации литературы. В его произведениях язык приближен к живому разговорному; его стих получил название «клон талат», т.е. «базарный стих». После него осталось богатое литературное наследие: несколько крупных поэм, самая лучшая и до сих пор популярная из которых – поэма Пра Апхай Мани, около десятка поэм элегического характера в стиле «нират», драма в стихах Апайнурат, несколько нравоучительных и афористических произведений, главным из которых является Сохранение благополучия.

    Современные писатели Таиланда часто обращаются к жанрам, развившимся в Европе. Приобрели популярность романы и новеллы, многие классические произведения тайской литературы имеют прозаическую версию. Внимание массового читателя все больше привлекают рыцарские романы, рассказы о привидениях и китайские повести на военные сюжеты.

    В 19 в. в таиландской литературе творили ряд талантливых поэтов: Прамахамонтри – один из первых поэтов-сатириков, Чит Буратхат (1892–1942), первый тайский поэт и прозаик, чье творчество перешагнуло за рамки узкого круга ценителей классической поэзии, Акат Дамкёнг – писатель реалистического направления; его роман Театр жизни считается важной вехой в развитии литературы Таиланда; Сибурапа (1905–1975), писатель, публицист и общественный деятель с демократическими убеждениями, собравший вокруг себя единомышленников в группу «Супхапбуруг», сыгравшую видную роль в развитии литературы и общественной жизни Таиланда.

    Автором многих песен и боевых маршей рабочих и студентов, ставших народными, был Тит Пхумисак (1930–1965), поэт, публицист и политический деятель, отдавший свою жизнь за идеалы независимости и демократии. Он прекрасно владел всеми сложностями тайского стихосложения, богатым арсеналом художественных средств классической поэзии, но использовал их в политической поэзии, наделяя новыми функциями. В его поэме Хвалебная песнь великому городу Бангкоку в эпоху прогресса (1964) строгость традиционной формы сочетается с современной лексикой, смелой сатирой, протестом против репрессий и злоупотреблений военной диктатуры. Он перевел на тайский язык роман Горького Мать.

    Традиционный драматический театр в стране существует в трех видах. Первый из них «кон» – театр пантомимы с актерами-мужчинами в масках; сценическое действие передается с помощью подчеркнуто стилизованных движений, танцев и музыки. Как правило, сюжет постановок черпается из Рамакияна. Второй вид – «лакон», актеры играют в гриме, используя жесты, которым придается определенный смысл, под музыкальное сопровождение. Спектакли обычно ставятся на основе поэтической драмы Инао и романтических народных сказаний. Третий вид драматического театра – «рабам», балетные интермедии между актами драматических постановок кон и лакон. На юге Таиланда распространены также театры марионеток и теней.